Поиск национальной идеи, разработка концептуальных основ идеологии белорусского государства сопровождается острой полемикой между сторонниками этнического национализма, апологетами евроинтеграции и "белорусизации" - с одной стороны, с другой - представителями западнорусизма. Западнорусисты являются сторонниками интеграции с Россией и Украиной, апологетами развития Союзного государства. О прошлом и настоящем западнорусизма в интервью ИА REGNUM 3 февраля рассказал белорусский историк Александр Бендин.

Западнорусизм как течение общественно-политической мысли сформировался во второй половине XIX - начале XX вв. Его предыстория связана с православной русской традицией, восходящей к глубокому прошлому белорусского народа. Это был сложный, порой трагический путь становления русского самосознания белорусов, которое вырабатывалось в долгом противостоянии с экспансионистской польской католической традицией.

Общественный резонанс и политическое звучание западнорусизм получил в результате подавления восстания польских сепаратистов в Северо-Западном крае. Виленский генерал-губернатор, граф Михаил Николаевич Муравьев, в 1863-1865 гг. провел серию глубоких региональных реформ, направленных на социально-экономическую и этническую модернизацию местного русского населения (белорусов и малороссов). В Белоруссии следствием этих реформ стало "западнорусское возрождение" 60-х годов XIX в. Его представители, опираясь на православно-русскую традицию, ставили своей целью сформировать русское этническое самосознание белорусов, которое было подавлено длительным польским господством.

Ведущую интеллектуальную роль в появлении и развитии западнорусизма сыграла российская и местная интеллектуальная и духовная элита. Теоретиками западнорусизма выступили славянофил Иван Аксаков и ученый-славист Александр Гильфердинг, историки, краеведы, этнографы, филологи, педагоги, публицисты, православное духовенство. Главную идею западнорусизма, идею русской этнической, культурной и исторической общности сформулировал выдающийся историк Михаил Коялович: "Русский народ состоит из трёх племен: великорусского, малорусского и белорусского. Это факт русской жизни; давно он существует и, без сомнения, впредь будет существовать, пока в России будет простой народ". Движение светских и духовных интеллектуалов западнорусского направления получило политическое и идеологическое измерение в начале XX века.

С победой большевиков, создавших белорусскую этническую государственность, западнорусское движение, утверждавшее, что белорусы - это народ русский, было уничтожено и предано забвению. Западнорусизм был загнан в подсознание исторической памяти белорусов на долгие десятилетия.

Сейчас мы наблюдаем возрождение западнорусизма, выход его на научную и общественно-политическую арену. Почему же это произошло? В отличие от идеологии белорусского этнического национализма, которая носит искусственный, квазитрадиционный характер, западнорусизм в Белоруссии - это явление органическое, естественное. Он вырос из исторической традиции православия, которое на протяжении столетий формировало основы русского самосознания белорусов.

Теперь, как и прежде, западнорусизм отстаивает идеи общерусского единства, утверждает право белорусов думать и говорить на русском языке, видеть в национальной культуре историческое русское начало и содержание. Западнорусизм - это историческая и ментальная легитимность органической сопричастности белорусов к Русскому миру. Западнорусизм уважает белорусский язык и белорусскую культуру, но отвергает белорусский национализм, этнический и бюрократический. Белорусские националисты, системные и внесистемные, внушают белорусам, думающим и говорящим на русском языке, представление об их культурной и этнической ущербности, второсортности, навязывают им чувство вины из-за отсутствия у них чаемой "нацыянальнай свядомасці" ("национального сознания", - прим. ИА REGNUM).

В противостоянии с воинствующей националистической демагогией западнорусизм дает белорусам твердую историческую, конфессиональную и научную опору. Он утверждает в людях этническое и культурное достоинство, уверенность в своей правоте и чувство гражданственности.

В настоящее время складывается понимание, что существующие процессы белорусско-российской интеграции испытывают трудности не только в результате политических амбиций и борьбы клановых бюрократических интересов. Процессы интеграции буксуют, не в последнюю очередь, из-за практического отсутствия их идейной, ценностной основы. Развивая экономическую и политическую интеграцию, политики упускают интеграцию гуманитарную, на основе которой только и возможно подлинное сближение между двумя частями одного народа, разделенного политическими границами. Но гуманитарная интеграция невозможна на основе бюрократического национализма, который приемлет белорусское чиновничество. Нет понимания исторических основ русской общности и у российской бюрократии. Западнорусизм в качестве интегративной идеологии как белорусов, так и россиян, отторгается бюрократией, преследующей свои интересы. Однако идеи западнорусизма нужны людям как в Белоруссии, так и в России - людям, осознающим свою этническую и культурную принадлежность к Русскому миру.