Начало февраля белорусская оппозиция встретила рядом скандалов. Независимые СМИ обсуждали подробности потасовки, которой закончилось заседание представителей шести белорусских оппозиционных партий и общественных инициатив ("Коалиция шести"), приуроченное к подписанию декларации "Об общественной дискуссии о целях и формах участия белорусской оппозиции в выборах 2012 года". Через два дня оппозиционные издания опубликовали ряд полемических материалов с критикой инициативы брюссельской организации "Офис за демократическую Беларусь".

Возглавляемый Ольгой Стужинской "Офис за демократическую Беларусь", действующий в Брюсселе, предложил уточнить критерии применения визовых санкций в отношении представителей официального Минска. Офис высказал мнение о целесообразности сократить список "невъездных" наряду с его расширением, исключить из него некоторых ректоров белорусских вузов, обвиняемых в политически мотивированных исключениях студентов из учебных заведений, а также белорусского предпринимателя Владимира Пефтиева, которого противники Александра Лукашенко называют "оружейным бароном", приближенным к Администрации президента Белоруссии.

В заочную полемику со Стужинской вступила часть белорусских оппозиционеров, настаивающих на ужесточении санкций в отношении официального Минска. По мнению белорусского оппозиционера Николая Халезина, являющегося соорганизатором кампании "Free Belarus Now", Стужинская не представляет ничьих интересов, кроме собственных, и не имеет морального права выступать с инициативой смягчения санкций. Позицию Халезина поддержали 11 "белорусских представительств белорусской политической эмиграции", которые заявили о "решительном отмежевании" от "безответственной и аморальной" инициативы брюссельского "Офиса за демократическую Беларусь" и призвали усилить санкции в отношении официального Минска. Об обстоятельствах полемики вокруг выдвинутой им инициативы в эксклюзивном интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказала сама Ольга Стужинская.

ИА REGNUM: Чем занимается возглавляемый Вами "Офис за демократическую Беларусь"?

Изначальной функцией "Офиса за демократическую Беларусь" являлось донесение информации о событиях в Белоруссии до Евросоюза. Офис должен был стать каналом коммуникации для белорусской объединённой оппозиции с европейскими структурами. Но объединения оппозиции не состоялось - ни по итогам 2006 года, ни позже. Поэтому сегодня офис работает с широким спектром белорусских общественных инициатив, экспертами и европейскими структурами. Своей главной задачей мы считаем расширение коммуникаций евроструктур с белорусским обществом и занимаемся организацией визитов в Брюссель представителей белорусских партий, медиа, общественных организаций. Все они информируют о ситуации в Белоруссии, излагают свои точки зрения на происходящие в республике процессы, информируют о своём видении политики ЕС в отношении нашей страны.

Белорусское общество мало знает о ЕС, а ЕС не знает о Республике Беларусь - во многом из-за того, что были годы политики изоляции. Каналы коммуникации следует расширять, чтобы обе стороны лучше узнали, что на самом деле происходит как в Белоруссии, так и в Брюсселе. Мы считаем, что белорусское общество не должно попасть в изоляцию. Между Брюсселем и Минском должен проходить обмен мнениями, опытом. Реформы в Белоруссию могут прийти только из Европейского союза, с помощью Европейского союза. Мы видим Белоруссию как европейскую страну, ратуем за её европеизацию и возвращение в европейскую семью.

ИА REGNUM: В белорусской оппозиционной прессе появились публикации о том, что возглавляемая Вами структура состоит из одного человека, не представляет ничьих интересов (кроме Ваших), а также является лоббистской структурой, зарегистрированной в Европарламенте. Так ли это?

"Офис за демократическую Беларусь" был зарегистрирован как НГО в 2006 году в Бельгии и не является структурой в Европарламенте, как утверждает господин Халезин. Мы находимся под юрисдикцией бельгийского законодательства. Деятельность нашего офиса финансируется Еврокомиссией, поступает поддержка от правительств стран ЕС и международных фондов. На самом деле в нашем офисе работают четыре постоянных сотрудника на полном контракте. Привлекаются также люди по краткосрочным контрактам, когда в этом возникает необходимость - при реализации наших различных проектов.

ИА REGNUM: Вы предлагаете пересмотреть вопрос о визовых санкциях ЕС в отношении представителей официального Минска. Т.е. Вы высказываете мнение, отличное от устоявшегося в среде белорусской оппозиции?

В среде белорусской оппозиции есть совершенно разные взгляды по поводу того, какой должна быть политика ЕС в отношении Белоруссии. Оппозиция не едина во мнении по вопросу характера применения Евросоюзом санкций против Белоруссии, их эффективности: есть те, кто считает необходимым ввести полномасштабные экономические санкции, есть и те, кто видит более эффективными "точечные" экономические санкции. Я отношусь к тем, кто не считает эффективными визовые санкции.

Экономические санкции и политические санкции - разные вещи. Нет единого мнения в белорусской оппозиции по вопросу санкций - есть несколько мнений разных групп. В прессе можно встретить разные мнения по поводу санкций. При этом часто разные виды санкций, как говорится, "смешиваются в одну кучу" и проблема подаётся односторонне, необъективно.

Мы предлагаем пересмотреть список "невъездных". Не просто его расширить, а внимательно отнестись к критериям включения в этот список. Когда 12 января на заседании политического комитета Европарламента Гуннар Виганд (директор управления Восточной Европы, Закавказья и Средней Азии генерального директората по внешним связям Еврокомиссии, - прим. ИА REGNUM) сообщил о том, что ЕС планирует расширить данный список на 135 имён, мы посчитали, что само по себе расширение списка вызовет новый виток репрессий в Белоруссии, и от этого пострадают и политзаключенные, и политические партии, и белорусское гражданское общество в целом.

На уровне экспертов-международников давно идет дискуссия о том, целесообразны ли вообще визовые санкции. Мы предложили вариант пересмотра списка "невъездных". Ранее много говорилось о том, как составлялся данный список, как он обновлялся. К примеру, много писали о том, что в список попал умерший человек, были в список внесены и те, кто давно не занимает своих должностей. Т.е. вопрос пересмотра данного списка обсуждался намного ранее - до того, как мы выступили со своей инициативой. Прежде чем выступать со своей инициативой, я проконсультировалась с экспертами-международниками, некоторыми организациями в Белоруссии и, таким образом, были определены некоторые категории лиц, которые, в случае решения ЕС пересмотреть список "невъездных", могли бы рассматриваться как потенциальные кандидаты на исключение из этого списка наряду с кандидатами на включение в данный список. Всё это было неправильно интерпретировано в медиа - ситуация подавалась так, как будто мы выступаем только лишь за исключение из данного списка.

ИА REGNUM: Есть мнение, что список "невъездных" составлялся представителями белорусской оппозиции, и они включили в него тех, кого считали нужным. Кто на самом деле и по каким критериям составлял данный список?

Наш офис не имел отношения к составлению списка "невъездных" в ЕС. Список составлялся по категориям. В него попали журналисты государственных изданий, представители системы образования - ректоры вузов, а также представитель бизнеса - Владимир Пефтиев. Нам сложно сбыло понять логику, по которой лишь он один включён в данный список, хотя мы понимаем мотив. Почему не включены остальные - не менее успешные бизнесмены, о которых говорят как о "финансирующих режим Лукашенко"?

Когда мы готовили своё предложение по пересмотру списка "невъездных", то руководствовались следующим: просто расширение списка привело бы к ужесточению репрессий в Белоруссии, ухудшению положения политзаключенных. Шансов улучшить положение политзаключенных больше, если список пересматривать, а не просто расширять. И данную позицию разделяю не только я.

ИА REGNUM: Не является ли данная позиция тем, что белорусская оппозиция именует как "торг политзаключенными"? Власти осуществляют политические репрессии, из среды прозападно ориентированных оппозиционеров формируют группу политических заложников, а когда Запад возмущается и вводит санкции - освобождают политзаключенных в обмен на послабления санкций или отмену таковых?

Почему проблему стоит представлять только лишь как какой-то торг? Если список "невъездных" из числа представителей белорусских властей не пересматривается, репрессии ужесточаются, политзаключенным в тюрьмах становится от этого только хуже - в чем смысл тогда расширения данного списка и вообще его существования? Если этот список пересматривается не только в сторону расширения, то тогда он не является такой явной "красной тряпкой", на которую немедленно и жестко реагирует официальный Минск.

ИА REGNUM: Вы предлагаете также рассмотреть исключение из списка "невъездных" в ЕС, помимо персоны Владимира Пефтиева, еще две категории лиц?

В список "невъездных" включены ректоры белорусских вузов, журналисты государственных СМИ и бизнесмен Пефтиев - помимо людей, действительно виноватых в махинациях и фальсификациях на выборах: чиновников, которые принимали соответствующие решения, судей, которые выносили политически мотивированные приговоры. В отношении последних вопрос о пересмотре санкций не поднимается - здесь без вариантов.

Что касается ректоров, то здесь вопрос сложнее. Ректоры отдельных белорусских вузов несут ответственность за политически мотивированные отчисления студентов из вузов - в 2006 году такие факты были, после выборов 2010 года об этом тоже говорилось. Белорусская система образования нуждается в реформах, она может быть трансформирована только через программы сотрудничества с Европейским союзом - перенимание опыта, обмены, участие в европейских программах, Болонском процессе. Кстати, это позиция ЕС - расширять контакты с белорусскими вузами. Противоречие в том, что данные намерения сложно реализовать в условиях, когда ректора вузов находятся в списке "невъездных".

Возможно, моя позиция в какой-то степени наивна и данный вопрос выносить на повестку дня преждевременно, но я полагаю, что обсуждать данное предложение можно. Инициатива нашего офиса была именно инициативой, высказанным в процессе консультаций мнением, а не требованием: вот мы так считаем - с завтрашнего дня ректоров из списка удалите. Нашу инициативу приняли к сведению как альтернативное мнение, как новый подход.

ИА REGNUM: Вас обвиняют в том, что "Офис за демократическую Беларусь" является лоббистской структурой, представляющей интересы бизнесмена Пефтиева и, возможно, чьи-то ещё. Данные утверждения обоснованы?

Эти обвинения абсолютно необоснованны. Владимир Пефтиев никогда не обращался в наш офис, я не знакома с этим человеком, нам никогда никто не предлагал какого-либо вознаграждения за лоббирование чьих-либо интересов. Мы отчитываемся по всем проектам, проходим годовой аудит, наша деятельность прозрачна.

ИА REGNUM: В таком случае, чем вызваны данные обвинения, растиражированные белорусскими оппозиционными СМИ с подачи ряда деятелей, критикующих предложенные Вами инициативы?

Полагаю, можно назвать конкретных критиков - это Николай Халезин и издание "Хартия`97", которые в некорректной форме, исказив факты и представив абсолютно необоснованные обвинения, устроили "публичное мочилово". Иначе это назвать нельзя. Наверное, причина в том, что позиция Халезина, "Свободного театра", "Хартии`97" и некоторых других их коллег отличается от нашей. Они призывают к жестким санкциям в отношении Белоруссии, к её изоляции. Их твёрдая позиция известна в Евросоюзе, в Брюсселе. Наша позиция иная: мы желаем, чтобы контакты между Евросоюзом и Брюсселем были и расширялись. У нас другой подход и мы видим, что есть реальная возможность улучшения ситуации, в частности - с белорусскими политзаключенными именно через пересмотр списка, а не ужесточения санкций.

Выскажу личное мнение: визовые санкции неэффективны. Люди, на которых распространяются санкции ЕС, которые считаются "невъездными" - они всё равно ездят: Александр Зимовский (бывший руководитель Белтелерадиокомпании, ныне проживает в России, - прим. ИА REGNUM), Анатолий Кулешов (глава МВД Белоруссии, в январе был с официальным визитом во Франции, - прим. ИА REGNUM), и другие. На мой взгляд, визовые санкции лишь помогают возвести барьеры между нашим обществом и сообществом Евросоюза.

ИА REGNUM: Ряд белорусских изданий 3 января опубликовали заявление 11 "белорусских представительств белорусской политической эмиграции", в котором они заявили о "решительном отмежевании" от возглавляемой Вами организации. Вы сотрудничали ранее с ними?

Названия данных структур мне знакомы. Многие из них недавно созданы - не знаю, зарегистрированы ли они. "Гражданская кампания "Free Belarus Now" - это и есть, собственно, господин Халезин со своими соратниками. "Офис белорусской политической эмиграции" в Антверпене - это несколько политических эмигрантов, которые проживают в Антверпене. Я не знаю, чьи интересы они представляют - возможно, самих себя и тех людей, которые там работают. С ними у нас не было совместных проектов. Наш офис с ними не принимал совместных заявлений, не осуществлял совместных мероприятий. Была лишь одна ознакомительная встреча.

ИА REGNUM: Ваши критики в Белоруссии, наверное, декларируют те же политические цели, что и вы?

Наши критики в Белоруссии, представляющие определённую часть демократического сообщества, сегодня льют грязь на нашу организацию и меня лично - неаргументированно и нетолерантно. Им не хватает терпимости к альтернативным мнениям, поэтому они прибегают к откровенным оскорблениям. Например, господин Халезин, отстаивая свою позицию, использует неприемлемые методы борьбы со своими оппонентами, конкурентами. Некоторым представителям демократического сообщества Белоруссии, на словах ратующим за европейские ценности, европейские стандарты для начала следует самим воспринять эти ценности, научиться цивилизованно вести дискуссию, на европейском уровне.

Как сообщало ИА REGNUM, 23 января Совет министров иностранных дел Евросоюза по итогам заседания в Брюсселе решил расширить санкции в отношении физических и юридических лиц, представляющих официальный Минск. По неофициальной информации, обновленный список "невъездных" в ЕС представителей официального Минска может составить около 350 фамилий.

Напомним, 12 января в Страсбурге состоялось заседание политического комитета Европарламента. Выступая на заседании, директор управления Восточной Европы, Закавказья и Средней Азии генерального директората по внешним связям Еврокомиссии Гуннар Виганд заявил, что Евросоюз примет дополнительные ограничительные меры в отношении причастных к репрессиям и подавлению гражданских свобод в Белоруссии. По словам еврокомиссара, в список будет включено дополнительно 135 лиц. "Я надеюсь, что мы можем быстро достичь согласия со странами-членами относительно этого в ближайшие недели", - заявил Виганд. Говоря о перспективах проведения в Минске чемпионата мира по хоккею 2014 года, Виганд напомнил о бойкоте Олимпийских игр в Москве 1980 года, отметив: "Обсуждение на этот счет ведутся".

Также напомним, что после подавления акций протеста противников дальнейшего нахождения на посту президента Александра Лукашенко 19 декабря 2010 года в Минске США и Евросоюз возобновили политические санкции в отношении официального Минска. Впоследствии ЕС расширил политические санкции в отношении официального Минска и довёл список невъездных в ЕС до 210 персон, а также ввёл экономические санкции в отношении белорусских госпредприятий. В марте к санкциям ЕС в отношении официального Минска присоединились страны-партнёры Евросоюза - Сербия, Черногория, Хорватия, Босния и Герцеговина, бывшая югославская республика Македония, Албания, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия.