Текущая осень станет временем значимых перемен: как в Китае, так и в США. Ожидаемый приход к власти "пятого поколения" руководителей КНР во главе с Си Цзиньпином и возможная смена администрации Белого дома не могут не оказать влияния на стратегию выстраивания внешнеполитического диалога двух супердержав. В связи с тем, что одной из наиболее частых и жестких "реплик" в этом диалоге является обвинение Пекина в нарушении прав национальных меньшинств, позиция США по так называемому "уйгурскому вопросу" несомненно заслуживает внимания.

Сам по себе "уйгурский вопрос", или uighur case, означает вопрос о праве уйгурского народа на национальное самоопределение. Нельзя отрицать, что эта проблема действительно заслуживает пристального внимания со стороны международного сообщества. Однако не менее очевидно и то, что Вашингтон поднимает данный вопрос не только из соображений заботы о синьцзянских уйгурах.

История вопроса

Статус и права уйгурского населения Синьцзяна перешли в разряд спорных вопросов практически сразу после образования СУАР в 1955 году. Практически сразу свое отношение к этому вопросу выразили и Соединенные Штаты. Еще в 50-х годах XX века Госдепартамент США включил китайских уйгуров, в список народов, лишенных права на самоопределение. В дальнейшем, мнение представителей Запада по данной проблеме оставалось неизменным и до 90-х годов особого внимания ей не уделялось.

В 90-е годы сыграли роль два серьёзных фактора, сделавших "уйгурский вопрос" крайне актуальным для США. Во-первых, после распада Советского Союза и образования в Центральной Азии ряда независимых государств, уйгурский сепаратизм значительно усилился. Во-вторых, именно в этот период начинается стремительное возвышение Китая и амбиции этой коммунистической державы, как в экономической, так и в политической сфере, не могли не соприкасаться с базовыми интересами США. Эти тенденции заставили Соединенные Штаты обратить серьезное внимание на Синьцзян, тем более, что данный регион занимал стратегическое положение, имея общие границы с Афганистаном, Пакистаном, Россией и государствами Центральной Азии. В течение долгого времени США отказывались признавать террористический характер уйгурской борьбы и называли это "движением за национальное самоопределение".

Переломным фактором, оказавшим решающее воздействие на позицию "уйгурского вопроса" в политике США, стали события 11 сентября 2001 года и развернувшаяся вслед за этим афганская кампания США и НАТО. КНР примкнула к борьбе с международным терроризмом, заявив, что Китай в огромной степени подвержен террористическим атакам со стороны уйгурских сепаратистов, связанных, по мнению Пекина, с Аль-Каидой.

26 августа 2002 года Госдепартаментом США, официальным Пекином и ООН было объявлено, что одна из уйгурских сепаратистских организаций - Исламское движение "Восточный Туркестан" (ИДВТ) - включается в список международных террористических организаций. 28 августа этого года первый заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж в ходе своего визита в Пекин заявил, что Вашингтон рассматривает ИДВТ как террористическую группу с вытекающими отсюда последствиями. А именно: ИДТВ была внесена в список Управления по контролю над иностранными активами министерства финансов США (вывешено на официальном сайте Управления 3 сентября 2002 года), согласно которому "все активы данной организации на территории США замораживаются". В официальном документе Госдепартамента США утверждалось, что именно эта организация ответственна за все акты жестокости, совершенные за 11 лет на территории Китая. Следующим шагом в борьбе против названной уйгурской организации стало совместное требование США, Китая, Афганистана и Киргизии от 11 сентября 2002 г. включить ИДВТ в список международных террористических организаций, согласно резолюциям №1267 и 1390 Комитета по безопасности ООН. В результате 11 сентября 2002 года ООН включил в свой список Исламское движение "Восточный Туркестан" (другие названия: Исламская партия Восточного Туркестана и Восточно-туркестанская исламская партия Аллаха), где оно до сих пор числится террористической организацией.

Считается, что лидеры ИДВТ имели тесные связи с Осамой Бен Ладеном, который с 1998 году направлял агентов и оружие в Синьцзян. Известно, что в результате войны с террором, руководимой США, в Афганистане было схвачено от 300 до 700 уйгуров, из них около двух десятков было переведено в тюрьму Гуантанамо на Кубе. Тем не менее, участие США в борьбе с уйгурскими террористами является лишь одной из граней восприятия Вашингтоном "уйгурского вопроса". Стоит оговориться, что и в данном случае, китайские исследователи считают помощь США крайне ограниченной. Так, из восьми уйгурских террористических групп, указанных КНР в 2002 году, "международное признание" получило лишь ИДВТ.

Другим направлением, в рамках которого "уйгурский вопрос" уже давно присутствует в политике США, является поддержка "мирной борьбы уйгурского народа за национальное самоопределение". Следует отметить, что поддержка нарастающей уйгурской борьбы за независимость стала для Штатов не только возможностью отстаивать гражданские права и свободы отдельного этноса, но и оказывать политическое давление на Китай. Не секрет, что "уйгурская карта" в большой политической игре нужна США, в первую очередь, как потенциальный рычаг давления на усиливающийся Китай.

Также не является секретом дружественное отношение западных стран к представителям уйгурского освободительного движения. Основными центрами данной поддержки являются именно США и Германия. В 2005 году США приняли одного из наиболее активных борцов за национальное самоопределение уйгурского народа - Рабию Кадыр, которая учредила в Соединенных Штатах Международный уйгурский фонд прав человека и демократии и стала президентом Американской ассоциации уйгуров. После г-жа Кадыр была избрана президентом Всемирного уйгурского конгресса (ВУК).

Что касается возглавляемых Рабией Кадыр международных структур в поддержку уйгуров, то факт финансирования их правительством США секретом не является. Спустя неделю после беспорядков 5-7 июля 2009 года в Урумчи, в результате которых погибли 197 человек и более 1,6 тысяч получили ранения, официальный представитель госдепартамента США Иан Келли подтвердил, что Всемирный уйгурский конгресс принимал финансирование от Национального фонда доноров США в защиту демократии. Стоит отметить, что эти средства поступают в основном из Конгресса Соединенных Штатов. По данным "Жэньминь жибао", "Американская ассоциация уйгуров" получала каждый год от Национального фонда доноров США в защиту демократии в виде финансирования $215 тысяч. К слову, в июльской трагедии руководство КНР обвинило именно базирующийся в Штатах ВУК.

Что касается реакции Запада и США на события начала июля 2009 года, то на официальном уровне прямого осуждения Китая не последовало. Хотя руководство ВУК открыто к этому призывало. В своей статье, опубликованной в The Wall Street Journal 8 июля, Рабия Кадыр потребовала от США принять более активную роль в разрешении уйгурского вопроса. Так она пишет, что "США всегда выступали в защиту угнетенных; именно поэтому они были лидерами в представлении "уйгурского вопроса" в переговорах с китайским правительством. Соединенные Штаты, в этот критический для Восточного Туркестана момент, должны, во-первых, однозначно продемонстрировать свою обеспокоенность и осудить насилие в Урумчи, а во-вторых, путем создания консульства в Урумчи не только выступать в качестве маяка свободы в условиях ожесточенных репрессий, но и осуществлять контроль за ежедневными нарушениями прав человека, совершаемых в отношении уйгуров". Однако прямой реакции Вашингтона на этот призыв не последовало, и консульство в Урумчи так и не было открыто.

"Уйгурская карта" при новом раскладе

Собственно, оставив концепции, базирующиеся на "теории заговора" или "управляемого конфликта", стоит трезво оценить заинтересованность США во всплеске межэтнической розни на Западе Китая. Самым проблемным направлением внешней политики США является на сегодняшний день афгано-пакистанский узел. Если Вашингтон реально заинтересован в скорейшем разрешении этого конфликта, то эскалация межэтнического конфликта в регионе вряд ли ему на руку. Тем более, что в отношении террористических движений позиция США остается довольно последовательной.

Так, например, ВУК заявляет, что ИДТВ и, соответственно, ИПВТ являются "продуктом китайских спецслужб". Якобы эти движения созданы для того, чтобы дискредитировать мирную освободительную борьбу уйгурского народа и развязать себе руки для подавления всех законных движений. Однако Штаты официально признали, что корни этих организаций связаны не с китайскими спецслужбами, а с Аль-Каидой и общей сетью международного терроризма. И именно благодаря поддержке США, политические позиции уйгурских сепаратистов были существенно подорваны.

С другой стороны, в ежегодных докладах ведущих правозащитных организаций, таких как Human Rights Watch и Amnesty International, освещение нарушения прав человека в Синьцзяне занимает существенное место. Причем в этих докладах разделы, касающиеся СУАР, публикуются уже до разделов о Тибете, чего раньше не было. В последних публикациях особое внимание уделяется: судьбе уйгуров, задерживаемых по подозрению в террористической и экстремистской деятельности; фактам исчезновения людей, связываемых с борьбой за права уйгуров; пыткам со стороны полиции и ущемлению прав мусульманского населения. "Власти так и не провели независимое расследование столкновений, произошедших в июле 2009 года в городе Урумчи, в том числе возможного произвола со стороны государства", пишет Amnesty International в своем последнем докладе.

Более того, в июле текущего года помощник госсекретаря США Майкл Познер, подводя итоги двухдневного семинара "Американо-китайский правозащитный диалог" в Вашингтоне, отметил, что Китай, по мнению Соединенных Штатов, в области прав человека движется в неверном направлении. Познер, в частности, заявил: "Наш сигнал правительству Китая таков: вы многого добились на экономическом фронте; сейчас настал момент расширить пространство для проявления инакомыслия".

Сама риторика поддержки уйгурского населения СУАР набрала обороты именно в период управления республиканской администрации под руководством Дж. Буша-мл. И если при демократах и Обаме, как было указано выше, с этим вопросом старались обращаться относительно бережно, то в случае победы Ромни ситуация может измениться. Уже сегодня Митт Ромни в своей предвыборной кампании обещает усилить все американские позиции в рамках политических и экономических отношений с Пекином. И можно уверенно заявить, что на полях информационных сражений Штаты не упустят возможности как можно чаще наступать на эту "больную мозоль" Китая.

Еще в феврале этого года, в связи с визитом заместителя председателя КНР Си Цзиньпина в США, консервативный политический фонд Foreign Policy Initiative провел оценку политики Соединенных Штатов в отношении Китая. Уделяя внимание репрессиям Пекина в отношении китайских диссидентов, тибетцев и уйгуров, авторы доклада делают вывод о том, что администрация Обамы не уделяла достаточного внимания вопросам соблюдения прав человека в Китае. "Не было обнаружено никаких, даже символических способов проявить солидарность с борцами за права человека, религиозными и профсоюзными активистами, писателями и журналистами. Вместо этого, было явное нежелание приглашать в Белый Дом и Госдепартамент китайских, тибетских и уйгурских диссидентов, как это происходило во времена администрации Буша", - говорится в докладе.

В целом, если к власти придут республиканцы и Белый дом начнет более активно поддерживать уйгурских правозащитников, то это приведет не только к охлаждению отношений с официальным Пекином, но и к активизации "освободительной борьбы" внутри Китая. Причем методы такой борьбы могут быть более чем недемократичными.

Сегодня Соединенные Штаты, поддерживая оппозицию в ряде арабских государств, вряд ли решатся столь же открыто проводить эту политику по отношению к Китаю. Однако, учитывая возросший интерес к Центральной Азии и ожидаемое окончание афганской военной кампании, вполне очевидно, что активность Штатов в регионе усилится. Три государства Центральной Азии, граничащие с Синьцзяном, многочисленное уйгурское население региона плюс заметное повышение экстремистской активности, - все эти факторы повышают значение любых изменений американской политики в отношении "уйгурского вопроса".