Ровно неделю продолжается кризис вокруг Кипра. Благодаря кипрским властям, он в минувшую среду из финансовой плоскости перешел в область большой политики и затронул даже геополитические проблемы. В пятницу мировые СМИ, в особенности британские, вполне серьезно обсуждали невероятное - возможность установления российского военно-политического контроля над Кипром.

А начиналось все так. В субботу 16 марта 2013 года президент Кипра Никос Анастасиадис заявил, что Еврогруппа поставила условие предоставления Кипру финансовой помощи: повышение корпоративного налога и введение одноразового налога на депозиты в банках Кипра в размере 6,75% на суммы ниже €100 тыс. и в 9,9% на вклады свыше €100 тыс. Президент Кипра признал, что это было вынужденной мерой. Заявление сразу же спровоцировало панику вокруг банкоматов и уличные демонстрации. На волне всеобщего недовольства правительство частично пересмотрело параметры законопроекта, с тем, чтобы освободить от налогообложения банковские вклады до €20 тыс. Однако парламент Кипра голосованием отверг этот законопроект вечером 19 марта.

После этого в разрешение кризиса на Кипре киприотами была вовлечена Россия. Почти треть всех банковских вкладов в кипрских банках принадлежит российским гражданам. По оценкам рейтингового агентства Moody's, на счетах кипрских банков находится $31 млрд. из России: $12 млрд. - это деньги, принадлежащие российским банкам, а $19 млрд. принадлежат компаниям и частным лицам. Германская разведка BND в своем прошлогоднем отчете говорила о €24 млрд. Кроме того, надо вообще учитывать тот факт, что российские валютные резервы в размере 41-42% номинированы в евро. Министр финансов Кипра Михалис Саррис 20, 21 и 22 марта вел переговоры в Москве со своим коллегой Антоном Силуановым и первым вице-премьером РФ Игорем Шуваловым. В обмен на финансовую помощь киприоты предложили российской стороне преференции в местном банковском секторе и привилегированное участие в энергетических проектах Кипра. Однако, как было объявлено в минувшую пятницу, российские энергетические госкорпорации не увидели интереса в предложениях киприотов. Российская сторона готова обсуждать только смягчение условий по уже выданному Кипру в 2012 году кредиту на €2,5 млрд.

Кипрские газовые шельфовые месторождения находятся еще только в стадии подготовки геологоразведки. Месторождение природного газа было открыто на кипрском шельфе к югу от острова совсем недавно - в конце декабря 2011 года. Год спустя в ноябре 2012 года правительство Кипра предоставило лицензии на разведку на определенных участках четырем компаниям: американская Noble Energy, французская Total, итальянская Eni и южнокорейская Kogas. Поэтому любые оценки их объемов являются всего лишь прогнозом. Правительство Кипра говорит, что они "могут составить" 1,7 трлн куб. м. Всего пока речь идет о 12 блоках на территории эксклюзивной экономической зоны Кипра. Блок "Афродита" предположительно содержит около 200 млрд. куб. м., "Левиафан" - возможно более 500 куб. м., "Тамар" - около 300 куб. м., "Танин" - 400 куб. м. Но вот эти слова - "могут составить", "возможно", "предположительно" и настораживают возможных российских инвесторов. Расхождения в оценках газовых месторождений на шельфе Кипра не позволяют принимать их в качестве возможного залога. По самым оптимистическим ожиданиям властей Кипра, промышленная добыча на шельфовых месторождениях может начаться не раньше 2019-2020 годов.

В любом случае ясно, что предложенное Кипром Москве "участие" в энергетических проектах в обмен на реальные евро идет тогда, когда товар еще не только не готов, но еще и не представлен, как говорится, лицом. Кипр предложил России месторождения, на которых не до конца проведена сейсморазведка, поэтому информация о запасах неполная и не вполне достоверная. Исходя из этого, "Газпром" и "Роснефть" не проявили интереса к предложенным участкам.

Кроме того, до сих пор неясно, что делать с добытым газом: строить ли газопровод к Турции, Греции, Израилю, или же строить завод по сжижению газа. Сообщение 21 марта 2013 года о заявлении госсекретаря Джона Керри о готовности США оказать содействие в спасении ведущих банков Кипра в обмен на контроль над газовыми месторождениями в исключительной экономической зоне Кипра в Средиземном море лишь добавили интриги в кипрский кризис. По всей видимости, таким образом, власти Кипра попытались усилить позицию своего министра финансов Михалиса Сарриса на его переговорах в Москве. Турция, в свою очередь, частным порядком дала понять, что она заблокирует попытки Никосии использовать газовые месторождения в качестве предмета торга в Москве. Анкара утверждает, что они являются достоянием двух общин острова: греческой и турецкой. Подобная позиция Турции не могла быть сюрпризом. Еще в мае 2012 года министерство иностранных дел Турции сделало официальное заявление, в котором угрожало санкциями международным корпорациям, принимающим участие в тендере на осуществление кипрского газового проекта. Официально Турция и Кипр по-прежнему находятся в состоянии войны после турецкого вооруженного вторжения на остров в 1974 году и создания Турецкой Республики Северного Кипра.

Со стороны кипрский кризис представляется, как серия фатальных ошибок. Исходной точкой их стало решение о налоге на все депозиты. Это мобилизовало население на уличный протест. Далее несостоятельным был расчет на помощь Москвы - массовое народное мнение в России против спасения средств "офшорной аристократии". Внешне казалось, что правительство Кипра всячески пытается сохранить прежнюю экономику, основанную на раздутом банковском секторе. К четвергу стало абсолютно ясно, что сделать это не удастся. Глава Еврогруппы Йерун Дейсселблум 21 марта сказал, что налог на вклады неизбежен. Еврогруппа отказалась принимать стабилизационный план по спасению финансовой системы Кипра, представленный в тот же день правительством островного государства. Главное то, что Европейский Союз и Германия проявляют твердость и волю. Поэтому совершенно неуместными представляются заявления правительства Кипра о том, что от идеи обложить налогом депозиты киприоты отказались навсегда. А позволят ли это сделать европейцы?

Правительство Кипра анонсировало некий "план Б", якобы предполагающий национализацию пенсионных фондов и выпуск облигаций под гарантии от выручки с газовых месторождений. Европейцы даже не позволили сделать "план Б" официальным документом, запретив трогать пенсионные фонды. И, наконец, самое главное - в четверг 21 марта Европейский центральный банк (ЕЦБ) выдвинул Кипру ультиматум, что в случае, если его правительство не найдет приемлемого для европейцев решения проблемы рекапитализации своих кризисных банков, то ЕЦБ с 26 марта 2013 года прекращает предоставление ликвидности европейской валюты кипрским банкам. В подтверждение серьезности ситуации главный "экономический кудесник" современной Европы рейтинговое бюро Standard & Poor's понизило рейтинг Кипра до уровня, отделенного всего лишь двумя позициями от ситуации дефолта. В ответ на эти действия на следующий день 22 марта 2013 года парламент Кипра принял законопроект о чрезвычайном режиме функционирования банков Кипра, который вводит в них ограничения на пользование вкладом. Вкладчикам запрещается досрочное расторжение соглашения о вкладах. Банкам запрещается открытие новых счетов, вводится запрет или ограничения по безналичным операциям и вводятся ограничения на снятие наличных. О каких надеждах на сохранение офшорного банковского сектора может идти речь при подобных мерах? А в пятницу 23 марта поздно вечером парламент Кипра одобрил предложенный правительством законопроект об оздоровлении банковской системы страны. Предполагается выделить плохие активы в отдельную структуру.

Затянувшийся поиск решения поверг страну в состояние банковского кризиса, поставив ее перед возможностью банкротства национальных банков, падения правительства и выхода Кипра из еврозоны. В последнем случае "поле чудес" вернет российским депозитариям не вложенные ими на счета евро и доллары, а какие-нибудь фунты греческого Кипра. А ведь в начале недели речь шла всего лишь о стрижке 6,75-9,9% с вкладов. Прошло пять дней и речь пошла о полной катастрофе для зарубежных вкладчиков.

В свете происшедших за неделю событий сейчас представляется, что наилучшим выходом из ситуации стало бы отделение проблемы рекапитализации кризисных банков Кипра от проблемы получения пакета финансовой помощи. После получения пакета финансовой помощи от тройки правительству Кипра следовало объявить Bank of Cyprus и Laiki частичными банкротами, после чего восстановить их баланс списанием соответствующих средств с их банковских депозитов. Другое развитие событий показывает, что европейцам нужна именно демонстративная порка Кипра за его офшорные дела. Насколько это опасно для Еврозоны? Государственная задолженность Кипра составляет сейчас €14 млрд., а задолженность банков Кипра по сведениям на январь 2013 года - €52 млрд. Подобные размеры задолженности не представляют серьезной угрозы для Еврозоны. Поэтому Кипр и стал показательным объектом, который демонстрирует всем остальным возможным проблемным участникам Еврозоны, насколько негативные последствия может иметь неподчинение тройке. В подобной ситуации, каждый последующий проект будет хуже и хуже первоначально предложенного. Политический хаос на Кипре является предостережением для властей и граждан Италии, Португалии и Испании, а, возможно, даже и Франции. Mene, Tekel, Fares. Карфаген должен быть разрушен. "Офшорная русская сатрапия" (определение из публикации 23 марта 2013 года британского Economist) обречена. В понедельник 25 марта 2013 года президент, правительство и парламент Кипра должны будут принять условия европейцев. Сопротивление означает быстрое и безусловное разрушение экономики островного государства и подрыв благосостояния его граждан.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM