Резкая реакция заместителя муфтия Духовного управления мусульман Саратовской области Ахмеда-хаджи Махметова на репортаж "Первого канала" о ваххабитах из Поволжья, планировавших устроить теракт в Орехо-Зуево (программа "Воскресное время" 26 мая), никого не должна удивлять. Гнев вице-муфтия свидетельствует: исламисты, занимающие сегодня руководящие посты в некоторых муфтиятах России, стремятся обелить, оправдать, найти смягчающие обстоятельства для действий своих единомышленников, а российские СМИ им мешают.

25 апреля 2009 года Саратовская область получила всероссийскую известность проведением съезда членов "Джамаат Таблиг" - радикальной исламистской организации пакистанского происхождения, признанной экстремистской и запрещенной в России. Тогда "таблиговцев" защищал глава ДУМ Саратовской области Мукаддас Бибарсов.

Мне интересно, какую роль в проведении того съезда принимал Ахмед Махметов? Может быть, он расскажет об этом в деталях тем же правоохранительным органам, к которым обращается по поводу сюжета на "Первом канале"? Что касается экспертов-исламоведов, то у них слова о том, что Саратовская область входит в число регионов со значительной концентрацией радикал-исламистов, давно не вызывают вопросов.

Как известно, летом 2012 года в Казани прогремели выстрелы и взрывы. В результате теракта был убит видный татарский теолог-традиционалист Валиулла Якупов и ранен муфтий республики Ильдус Фаизов. Фаизов также был известен своим резким осуждением и критикой ваххабитов. Однако именно ДУМ Саратовской области посредством своего председателя выступило с критикой идеи деваххабизации татарстанского ДУМ. Т.е. глава мусульман Татарстана выступает против ваххабизма, а муфтий другого региона Поволжья его за это осуждает. Не правда ли, странно?

В этот раз Мукаддас Аббасович оказался осмотрительным. Обратите внимание: не он делает гневное заявление по поводу видео-репортажа на "Первом канале", а его заместитель, пресс-секретарь Махметов. Но и тут не может быть сомнений: заявление Ахмеда Махметова о том, что он просит "считать свои слова обращением в правоохранительные органы с целью проверки сюжета и высказываний в нем на наличие экстремизма и признаков разжигания межконфессиональной розни", демонстрирует желание привлечь внимание общественности и выступить "радетелем интересов ислама". Не более того.

Иначе, к чему делать громкие заявления в прессе? Если уж Махметов уверен, что репортаж о террористах, планировавших убить жителей Подмосковья, оскорбляет его религиозные чувства, то пусть идет в ближайший районный суд и пишет заявление. Вот только решится ли он на это? Пока же у любого наблюдателя возникает ощущение, что данное сотрясание воздуха служит одной цели - отвлечь внимание российского общества от проблемы распространения ваххабизма в Поволжье.

Раис Сулейманов, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ