21 октября 2013 года французское издание Le Monde опубликовало у себя на страницах статью о массированном электронном шпионаже американской спецслужбы АНБ за гражданами Французской республики. В ней, в частности, на основании документа, полученного от беглого экс-сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, утверждалось, что только за тридцать дней с 10 декабря 2012 года по 8 января 2013 года АНБ записало более 70 миллионов телефонных контактов французов, перехватывая около 7 млн. телефонных звонков и СМС в день. Разведывательная деятельность АНБ против Франции велась по программе под кодовым названием US-985D. Фактически, источником резонанса, как следует из публикации оригинала в Le Monde, стал один документ - внутренний отчет АНБ о проделанной работе в виде презентации.(1) Le Monde утверждает, что программы электронной слежки АНБ охватывали во Франции круг влиятельных лиц из мира бизнеса, политики и государственной администрации. Le Monde констатировало, что опубликованные документы от Сноудена являются свидетельством "вторжения в огромных масштабах, как в личное пространство граждан Франции, так и в тайны крупных национальных фирм". В Европе только Германия и Великобритания превысили Францию с точки зрения количества перехватов АНБ. Самый последний документ, на который ссылается Le Monde в своей публикации, датирован апрелем 2013 года. Согласно ему, французское издание утверждало, что за период с 8 февраля по 8 марта 2013 года АНБ перехватило в мире 124,8 млрд. телефонных и 97,1 млрд. компьютерных контактов. Le Monde задалось вопросом: почему французское правительство оставалось в течение нескольких месяцев столь умеренным к вопросу национальной безопасности по сравнению с более жесткой позицией, продемонстрированных США Бразилией и Германией?

За этой публикацией в Le Monde последовала мгновенная реакция французских властей. Министр внутренних дел Франции Манюэль Вальс в интервью радиостанции Europe 1 Radio назвал опубликованную в Le Monde информацию "шокирующей", а глава французского МИДа Лоран Фабиус уже утром вызвал к себе посла Соединенных Штатов Чарльза Ривкина для дачи объяснений. Вальс в интервью заметил: "Если союзное государство шпионит за Францией - это совершенно неприемлемо". "Подобного рода практики между партнерами совершенно неприемлемы, и мы должны быть уверены, что они не могут быть больше реализованы", - было заявлено Ривкину в стенах французского МИДа, по сообщению пресс-секретаря этого учреждения. Премьер-министр Франции Жан-Марк Эро в понедельник заявил, что он был "глубоко шокирован" информацией о том, что Агентство национальной безопасности США тайно перехватывало десятки миллионов телефонных разговоров в пределах Франции. Эро потребовал от американцев объяснений. Итак, "неприемлемо", "шокирующе", "шокирован" - таков первый набор риторики французских официальных лиц.

Вечером того же дня президент США Барак Обама лично позвонил президенту Франции Франсуа Олланду и имел с ним продолжительный разговор по телефону по поводу случившегося. Обама не имел намерения извиниться перед французами. Президент США дал понять, что Соединенные Штаты начали пересмотр порядка сбора разведывательной информации с той целью, чтобы правильно сбалансировать законные интересы безопасности граждан и союзников с неприкосновенностью частной жизни. Президенты двух стран согласились продолжать обсуждение этих вопросов по дипломатическим каналам. Во французском коммюнике по итогам этого разговора было записано, что французские и американские спецслужбы будут продолжать "законное... сотрудничество по борьбе с терроризмом". Разговор президентов последовал после того, как Белый дом заявил, что некоторые обвинения во французской прессе в адрес американских спецслужб, были основаны на "искаженной информации". Пресс-секретарь АНБ отказался комментировать содержание статьи во французской Le Monde, заметив, что США "собирают разведывательные сведения, подобно другим государствам". Посольство США в Париже заявило, что "текущие двусторонние консультации" с Францией по проблеме будут продолжены.

Тем не менее, подобный исход инцидента не отменяет самой крупной "признательной акции" со стороны президента США со времен начала всей этой истории со Сноуденом. В итоге Белый дом сделал одно из самых сильных признаний своей противоправной деятельности на международной арене.

Еще в июне этого года, благодаря разоблачениям Эдварда Сноудена, стало известно из публикаций в Guardian и Spiegel об электронном шпионаже АНБ за дипломатическими представительствами французов в Вашингтоне и Нью-Йорке. Министерство иностранных дел Франции тогда заявило, что Франция будет стараться связать проблему защиты данных с пактом о Трансатлантической свободной торговле. Тогда же президент Франции Франсуа Олланд вынужден был откликнуться на инцидент. Он раскритиковал американскую программу, заявив, что Франция "не может согласиться с таким поведением между партнерами и союзниками". Реакция Олланда была в какой-то мере нейтрализована в июле публикацией все в той же Le Monde о наличии у французов собственных программ электронного шпионажа. Французское издание сообщило, что французские спецслужбы "коллекционируют" у себя телефонные звонки и "просеивают" большую часть интернет трафика, как внутри Франции, так и за пределами страны. Ранее американская разведка и правоохранительные органы США неоднократно обвиняли Францию в регулярном ведении шпионажа в США.

Автором скандальной публикации в Le Monde вновь оказался проживающий в Бразилии американский журналист Гленн Гринвальд, связанный, как с Эдвардом Сноуденом, так и Джулианом Ассанджем. Не трудно заметить, что означенная публикация последовала сразу же после появления 18 октября 2013 года в New York Times признательного интервью Эдварда Сноудена о том, что у него на руках нет никаких похищенных из США документов. Он сказал, что передал все имевшиеся у него секретные материалы журналистам в Гонконге до вылета в Москву и копий себе не оставил. Сноуден признался, что в Россию он прилетел без них. Это заявление означает, что все секретные документы находятся в распоряжении журналистов - одним, из которых и является Гринвальд. Таким образом, Сноуден формально выполняет условие российского президента на предоставление ему временного убежища в России - не вести деятельности против США во время проживания в нашей стране.

Буквально накануне этого признания Сноудена 16 октября британский премьер Дэвид Кэмерон заявил о беспрецедентном подрыве национальной безопасности Великобритании Сноуденом. В английских СМИ было даже отмечено, что американец нанес Британии больший ущерб, чем Ким Филби и кембриджская пятерка в целом. Если раньше в британских СМИ утверждалось, что Сноуден похитил всего около 10 тыс. секретных документов, то теперь речь идет уже о порядке 50 тыс. единиц. В Le Monde Гринвальд написал о 20 тыс. секретных документах вообще. Возникает законный вопрос, как американский "контрактор" Сноуден получил беспрецедентный доступ к секретным материалам британской спецслужбы и сколько конкретно документов американского и британского ведомств электронного шпионажа им похищено?

Последняя публикация в Le Monde, вызвавшая видимое ухудшение во франко-американских отношениях, вольно или невольно (скорее второе) была приурочена к официальному визиту госсекретаря США Джона Керри в Париж. Нельзя не отметить то обстоятельство, что власти Франции и США были готовы к скандалу, спровоцированному Le Monde. Уж слишком молниеносной была реакция на него официальных кругов Франции и не менее быстрым последовавший ответ США. Можно говорить о том, что шок от первых разоблачительных публикаций от Сноудена прошел. В этой ситуации США и Франция продемонстрировали, что они выработали некий общий алгоритм действий для успокоения международного и национального общественного мнения. Но подобного рода реакция и означает, что по моральному лидерству США в мире был нанесен ощутимый удар. 21 октября 2013 года и французы, и американцы стали вести понятную им игру на уровне риторики.

Что касается ущерба, нанесенного Франции от последнего разоблачения Сноудена, то, очевидно, что правая Lе Monde в данном случае персонально била по президенту Олланду, еще не оправившемуся от своего телефонного разговора с Обамой 31 августа, когда американский президент отменил занявшему выжидательную позицию в готовности номер один французскому президенту войну в Сирии. Сейчас новый скандал о недостойном поведении американского союзника по отношению к Франции наложился на казус нелепого поведения на прошлой неделе Олланда в ситуации с высылкой цыганской девочки Леонарды Дибрани со всей ее семьей в Косово. Президент Франции персонально разрешил 15-ти летней школьнице одной вернуться во Францию, но услышал в ответ от нее: "Без родителей я не вернусь, Франсуа Олланд ведь не будет моим отцом"... Школьница Леонарда "преподала урок" французским министрам и лично президенту Олланду, пишут во французских СМИ.

Что касается Европейского Союза, в целом, в связи с американской электронной слежкой АНБ, то на четверг 24 октября в Брюсселе запланирован саммит министров иностранных дел стран-членов ЕС, в повестку которого входит обсуждение сотрудничества Европы и США в области электронной промышленности и новых законов ЕС о защите персональных данных. К настоящему моменту ЕС и США провели два раунда переговоров по конфиденциальности данных, которые состоялись в рамках более широких переговоров относительно соглашения о Трансатлантической зоне свободной торговли. В перспективе, заметим мы, новые правила европейских стандартов защиты данных могут привести к многомиллиардным штрафным санкциям ЕС в отношении американских интернет компаний. Благо, сам американский президент факт массового электронного шпионажа за французскими гражданами признал. О строительстве закрытой европейской инфраструктуры Интернета речь в Брюсселе пока не идет.

(1) См. документы: Espionnage de la NSA: tous les documents publiés par "Le Monde" // http://www.lemonde.fr/technologies/article/2013/10/21/espionnage-de-la-nsa-tous-les-documents-publies-par-le-monde_3499986_651865.html?xtmc=glenn_greenwald&xtcr=2