На этой неделе достигла апогея нагнетаемая средствами массовой информации в течение нескольких недель истерика, связанная с освобождением из тюрьмы "бестии из Петркова [город в центральной Польше]".

Возвращаются психушки?

Это маньяк и серийный убийца, который в 1988 году варварски убил четырех мальчиков в возрасте 11-13 лет. За это деяние в 1989 году был приговорен к четырехкратной смертной казни (смертная казнь за каждое из убийств). В рамках амнистии, объявленной в декабре 1989 года, уже после изменения государственного строя в Польше, это наказание заменено на 25 лет лишения свободы (это было самое высокое наказание, тогдашний уголовный кодекс не предусматривал пожизненного заключения). В аналогичной ситуации оказалось более 20 опасных преступников, которые совершили особо тяжкие преступления.

Уже год назад журналисты сигнализировали проблему: как обезопасить общество от чудовищ, которые, конечно, не подлежали никакой ресоциализации, в этом году выйдут на свободу и скорее всего вернутся к своему "ремеслу". Несмотря на это, правительство эту проблему "проспало". Только в последний момент авральным методом пыталось ее как-то решить. Причем решение оказалось очень сомнительного качества: отбывший наказание преступник по заявлению руководства тюрьмы, поддержанному психиатрами, и последующему решению суда может быть направлен в так называемый "Центр предотвращения диссоциальных реакций". Таков смысл написанного в спешке "закона о бестиях", который на этой неделе, 13 февраля, подписал президент Польши Бронислав Коморовский.

Закон по своей сути напоминает механизм советских психушек и применение незаконных механизмов с целью лишения свободы без совершенного преступления и вынесенного приговора. Именно так оценивают его многие правозащитники и специалисты. Как говорит Збигнев Крюгер из Европейской ассоциации уголовных адвокатов, "отныне никто, кто услышит в суде окончательный приговор, не может быть уверен в том, что после окончания наказания выйдет на свободу".

При этом президент Коморовский, подписав этот закон, выбрал странную логику: "и за, и против". С одной стороны, после его подписи закон вошел в силу, но с другой - президент направил этот закон в Конституционный суд с целью проверки, соответствует ли он требованиям конституции. Как объясняли чиновники его канцелярии, президент подписал закон, "прислушиваясь к аргументам, подчеркивающим необходимость обеспечения гражданам безопасности", но отправил его в Конституционный суд "по причине аргументов, показывающих риск нарушения конституционных прав и свобод".

Сегодня Сочи, завтра Краков?

- Когда я думаю об этих $50 млрд, израсходованных на организацию игр, у меня мурашки по коже бегают - сказал президент Польши Бронислав Коморовский, комментируя начавшуюся Олимпиаду в Сочи. Тем не менее, он не отверг идею организации зимних Олимпийских игр в 2022 году в Кракове. Этот город 7 ноября прошлого года официально представил свою кандидатуру; причем соревнования по горно-лыжным видам спорта проходили бы в Закопане (называемом столицей польских Татр) и в Словакии. По мнению президента, "можно сделать что-то даже значительно более скромное и на этом фоне показать красоту спорта".

У многих поляков это решение властей города и страны вызывает недоумение: одни по этому поводу смеются и иронизируют, другие - протестуют. Противники Игр организовали, например, интернет-сайт "Краков против Игр", на котором пишут: "У нас в Кракове есть более важные расходы. В результате приватизации столовых значительно снизилось число детей, которые могут себе позволить горячий обед в школе. У нас самый отравленный в Польше воздух, а мы не инвестируем в развитие велосипедной инфраструктуры и защиту зеленых зон от застройки. Власти повышают оплаты за публичный транспорт".

Наиболее ядовито идею организации олимпиады в Польше прокомментировали шутники из выдуманного ними "Комитета польско-китайской олимпийской дружбы - 2013". Они видят олимпиаду в варианте Польша-Китай. Для начала ее подготовки предложили прокопать между Закопане и Пекином... метро, которое сблизило бы два народа в подготовке этого мероприятия. Иронические комментарии относительно самой идеи и шансов Кракова на Олимпиаду - 2022 обострились после решения властей Стокгольма об отзыве кандидатуры этого города, о котором они объявили 17 января. Причиной были слишком высокие расходы.

Несмотря на все эти обстоятельства, границ оптимизма властей Кракова не видно. - Если мы могли позволить себе на организацию чемпионата Европы по футболу, который является более крупным мероприятием, чем Олимпийские игры, то и в этом случае мы справимся - утверждает президент Кракова Яцек Майхровский.

Конечно, все "олимпийские" споры сошли на второй план, когда на этой неделе польские олимпийцы завоевали в Сочи две золотые медали - сначала Камиль Стох в прыжках на лыжах с трамплина, а затем Юстина Ковальчик - в беге на лыжах на 10 км. Причем олимпийская чемпионка пробежала эту трассу со сломанной костью стопы.

Болезненное эмбарго

Все более болезненным для польских производителей становится запрет России, наложенный на ввоз свинины из Евросоюза, а - напомним - Польша экспортирует в Россию около 30% свинины, которую поставляет на этот рынок весь Евросоюз. Россия - это второй рынок по объемам поставок продукции польского сельского хозяйства и пищевой промышленности.

До сих пор в связи с тем, что значительное количество мяса осталось на внутреннем рынке, цены закупок живых свиней снизились на 20%, что вызывает огромное недовольство крестьян. Руководители мясокомбинатов открыто говорят о возможностях ограничения производства и отправке части рабочих в принудительные отпуска. По данным экспертов, по причине российского эмбарго польская мясоперерабатывающая отрасль теряет около 1 млн евро в день.

Новых инициатив, направленных на решение проблемы, пока не видно - тем более, что переговоры между Европейской комиссией и Россией, проведенные на этой неделе во вторник в Вильнюсе, не принесли никаких конкретных результатов. Не случайно, что польские экспортеры, которые приехали в Москву на международную выставку "ПродЕкспо", обратились с призывом к властям России, Польши и Евросоюза как можно быстрее вывести эту проблему из тупика.

Горячая новость

В пятницу, 14 февраля, в Кракове темной краской или грязным моторным маслом был облит бюст Рышарда Куклиньского (бывший полковник Генерального Штаба Войска Польского ПНР; с начала 70-х годов сотрудничал с ЦРУ, передал американцам стратегические планы армий Варшавского Договора, а также планы введения в Польше военного положения; в 1984 году в ПНР он был заочно приговорен к смертной казни). Подробно о попытках некоторых польских политиков сделать из него героя современной Польши мы писали на этой неделе.

Навязчивые попытки его героизации продолжаются уже несколько лет, однако не всем полякам они по душе. Не случайно, что это уже третье покушение на его памятник, установленный в 2006 году, а нынешнее, видимо, является ответом на активизацию его прославления в связи с 10-ой годовщиной его смерти в США, в том числе на биографический фильм "Jack Strong" (его разведывательный псевдоним), который вышел на экраны польских кинотеатров.

Александр Шторм специально для ИА REGNUM из Варшавы