То, что Киев с Донецком неслабо побили горшки, ощущается еще на киевском вокзале. Поезд Киев-Донецк спросом в последние дни явно не пользуется. В вагоне в общей сложности ехало полтора десятка человек. Но уже по дороге проводница заходит и предупреждает - поезд в Донецк опоздает. Краматорск не пускает. Потому поедем в объезд. Спустя полчаса попыток пробиться через отвратительное покрытие мобильной связи удается в интернете найти новость - в Краматорск ввели колонну бронетехники. Еще через час поезд возвращается к старому маршруту. Бронетехника уже находится под контролем местных жителей. Ее как раз аккуратно выстроили вдоль рельс, так что из окна поезда можно было в подробностях рассмотреть и БТРы, и флаги на них - солянка из российских, украинских, десантных и флагов ДНР.

Однако сам Донецк как будто и не протестует. Спокойно ездят машины, таксисты традиционно завышают цены. Подъезжаем к областной государственной администрации. Она находится под контролем протестующих. Флаги ДНР, Белоруссии, России, ВДВ. Самооборона в камуфляже и георгиевскими ленточками. Однако попасть внутрь весьма непросто. На баррикадах, увидев камеру, подозрительно спрашивают - страна какая? Услышав о российских СМИ, успокаиваются. Украинским журналистам работать практически невозможно. Ситуация абсолютно зеркальная с киевским Майданом. Увидев символику киевских СМИ, посоветуют: "Ребята, лучше идите подобру-поздорову, все равно соврете".

Возле баррикад немало самообороновцев в балаклавах, камуфляже, битами в руках. Требуют специальный пропуск. Но не у всех. В итоге мне все-таки удается попасть внутрь. Там людей пропускают по одному. У входа просят показать содержимое сумок. Ищут оружие и другие запрещенные предметы. Чтобы найти, кто занимается связями со СМИ, приходится попотеть. Журналистов относительно немного. В основном российские СМИ и западные. Либо местные. Но тотального информационного освещения, как это было с киевским Майданом, нет.

Позже едем в Краматорск. На автобусах добраться непросто, приходится вызывать такси. Таксист спрашивает: "В сумках оружия нет? Иначе не поеду, ни вы, ни я не вернемся". Заверяем что нет, и едем дальше. Проезжаем через блокпост. Картина как возле облгосадминистрации. Камуфляж, дубинки, маски. Вежливо просят показать что в багажнике: "Ничего плохого не везете?". Затем подходит человек с ружьем. Просит показать журналистское удостоверение. Внимательно его разглядывает, отдает и желает хорошей дороги.

Еще километров через 20 натыкаемся на второй блокпост. Порядок тот же. Доезжаем до Краматорска. На въезде в город нет никаких блокпостов, КПП. Вечерние улицы пустынны. По GPS доезжаем до аэропорта. Дорога перекрыта. У бочек с огнем сидят парни с георгиевскими ленточками. К аэропорту не пускают - говорят, могут стрелять. Около получаса стоим возле бочек с ними, греемся и разговариваем. Смеются: "Ну что, похожи мы на террористов?".

В это время в воздухе летают вертолеты. Парни рассказывают, как захватывали БТРы возле Краматорска. Говорят, после того как разоружили солдат украинской армии, те пожаловались, что уже не ели 5 дней. Местные их покормили. Объясняют - погибших во время столкновений 15 апреля не было. А вот раненых хватало. Обзывают солдат "бандеровцами". Говорят - "за наши деньги едят и в нас же стреляют".

Еще через некоторое время от аэропорта подходит парламентер - предупреждает, что подъедут несколько машин, привезут еды. Просит пропустить. Диалог в целом проходит нормально, часть машин пропустили, часть остановили - пришлось солдатам нести пакеты в руках.

Потом подъезжает джип и подвозит матрасы и еду уже протестующим. Спрашивает - россияне есть? Один парень встает, подходит, разговаривают.

Возвращаются и начинают светить фонарями по деревьям - прошел слух о попытках вылазки со стороны силовиков. Но ее так и не происходит.

Возвращаемся в Донецк. И уже здесь узнаем - этой ночью стреляли уже не в Краматорске, а в Мариуполе. Но это будет уже другая история.

Владимир Полуев - корреспондент ИА REGNUM (Киев-Донецк).