Сегодня, 7 августа, в Южной Осетии вспоминают жертв грузинской агрессии 2008 года. С этого дня прошло шесть лет, однако и сегодня многие в республике предполагают, что эти события могут повториться. Своим мнением по этому вопросу в интервью ИА REGNUM поделился заместитель полномочного представителя президента РЮО по постконфликтному урегулированию Хох Гаглойты.

ИА REGNUM: Учитывая подписание Грузией договора об ассоциации с Евросоюзом, ее союзничество с США и стремление вступить в НАТО, возможно ли повторение агрессии Грузии против Южной Осетии?

Вне всякого сомнения - такая возможность сохраняется. Помимо договора об ассоциации Грузии с Евросоюзом, есть большое количество признаков к этому. Это, в частности, осуществившаяся в течение пары лет с момента окончания войны 2008 года и принуждения Грузии к миру, реанимация военного потенциала Грузии, которая произошла с широким и активным участием ряда западных стран, в первую очередь США. Это и масштабные ассигнования из госбюджета Грузии через статьи министерства обороны Грузии с целью укрепления и развития военно-промышленного комплекса страны. Это и совместные с крупным региональным игроком, страной-членом НАТО Турцией проекты по производству ВПК Грузии продукции военного назначения. Это и тесное сотрудничество высшего военного командования НАТО и МО Грузии, следствием чего стала, например, договоренность о допуске частей ВС Грузии к участию в военных операциях НАТО и т.д.

Как руководитель югоосетинской делегации на встречах в формате Механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ), я доводил нашу озабоченность по поводу подобных дестабилизирующих тенденций до сведения всех сторон, участвующих в Женевских международных дискуссиях по безопасности на Южном Кавказе, а это - ООН, ЕС, ОБСЕ, Россия, Южная Осетия, Абхазия, Грузия, США.

Сами Женевские дискуссии по безопасности возникли, как вы помните, в результате мирных договоренностей между президентами России и Франции по итогам принуждения Грузии к миру в 2008 году. В этой связи, конечно следует указать, что наряду с вышеперечисленными признаками, основным показателем милитаристско-агрессивных намерений Грузии является ее нежелание выработки и подписания юридически обязывающего документа о неприменении силы в отношении Южной Осетии и Абхазии. Необходимость наличия такого документа является одним из основных условий мирных договоренностей Медведева - Саркози, которые, к очевидному огорчению, безответственно игнорируются со стороны Грузии.

В общем и целом, на мой взгляд, ход политического и экономического процессов в Грузии сегодня заточен таким образом, чтобы в удобный и подходящий момент вновь осуществить вооруженную агрессию против народа Южной Осетии в удовлетворение непреходящих имперских устремлений Грузии.

Возвращаясь к вопросу подписания договора об ассоциации Грузии с Евросоюзом, непременно следует отметить, что наверняка, если пристально ознакомиться с его содержанием, он будет отражать в себе условия не только для допуска продукции Грузии на европейский рынок, но и возможности для предоставления Грузии передовых технологий, а также производства на территории Грузии продукции как двойного, так и военного назначения.

Подобный подход в предоставлении Грузии таких возможностей с учетом отсутствия юридически обязывающих соглашений о неприменении силы Грузией в отношении Южной Осетии и Абхазии, выглядит со стороны Евросоюза, к нашему всеобщему прискорбию, весьма близоруко и безответственно.

Говоря о действительной стабильности и безопасности в регионе, следует указать на исключительную роль фактора присутствия здесь российских войск. Та высокая и ответственная миссия, которую несет Российская Федерация на основе соответствующих двусторонних договоренностей с Республикой Южная Осетия, вызывает чувство неподдельного уважения и благодарности. Вне всякого сомнения, это должно аналогично восприниматься всеми странами и народами, заинтересованными в сохранении всеобщего мира и стабильности.

ИА REGNUM: Как вы считаете, есть ли у западных партнеров Грузии понимание того, что Южная Осетия и Абхазия уже не территории Грузии?

Если убрать из того пространства, которое вы охарактеризовали как "западные партнеры", его лозунговые и ангажированные части, оставив наиболее вменяемую и адекватную, то ответ, конечно же, прозвучит в положительном ключе. Безусловно - да.

При этом воздержимся от публичного перечисления примеров в поддержку данного тезиса, дабы оградить их от буйных реакций грузинской дипломатии, как это уже бывало не раз. Фактическое признание того, что Южная Осетия и Абхазия - "уже не территории Грузии" уже произошло.

Однако на данный момент официального признания действительной реальности на Южном Кавказе со стороны авангарда так называемого западного сообщества, к сожалению, долгое время происходит, в том числе, и по признакам его некоей общей стратегии, направленной против РФ, усматривающей в себе определенные признаки, если позволите, сговора. Ведь зачастую мы наблюдаем непонятные, с точки зрения человеческой логики, меры по противодействию усилиям России в вопросах разрешения разнородных конфликтов исключительно мирными средствами, инициатив РФ по преодолению нестабильности в различных регионах нашей планеты. Это касается, к примеру, ситуации в Сирии, подходов к проблематике ядерной программы Ирана, а также поиска путей разрешения украинского конфликта.

Для Южной Осетии Российская Федерация является не только страной, которая фактически спасла народ Южной Осетии от тотальной этнической чистки и в последствии первой признала ее законное право на независимость и суверенитет, но и является стратегическим союзником и партнером Республики Южная Осетия. Соответственно, является очевидным, что если где-либо в мире у России есть недоброжелатели, то они являются недоброжелателями также для Южной Осетии, и наоборот.

Однако в этом в данном случае и выражаются суть и смысл нашего партнерства, дабы реализовывать наши совместные внешние и внутриполитические задачи в духе международного права, гуманизма, и ответственности за высокие общечеловеческие стандарты.

Несмотря на возможный скепсис и иронию со стороны определенной части наблюдающего сообщества к союзническим отношениям между такой державой как Россия и весьма небольшой Южной Осетией, эти отношения имеют очень серьезный потенциал и огромную перспективу. Лично у меня нет абсолютно никаких сомнений, что при соответствующем подходе реализуемость их будет всегда приближаться к стопроцентным значениям.