В Польше на минувшей неделе главные темы разделились на две плоскости: официальная Варшава, по-прежнему, с пристальным вниманием и антироссийской солидарностью следила за событиями на Украине, в то же время для поляков более важной проблемой становилось эмбарго России на поставки сельскохозяйственной продукции из Польши и его последствия для экономики страны, а особенно попытки ответить на основные вопросы в этом контексте: что делать и кто виноват?

От радости к разочарованию

На прошлой неделе польский министр сельского хозяйства Марек Савицкий радовался тому, что российское эмбарго было расширено на весь Евросоюз, а также на США, Канаду, Австралию и Норвегию, поскольку на польские овощи и фрукты эмбарго было введено раньше, с 1 августа.

- В течение недели одна только Польша могла призывать к активности чиновников Европейской комиссии, думающих скорее о своих отпусках. Сейчас включатся также такие сельскохозяйственные державы, как Франция, Германия, Италия, Голландия, Великобритания. Это уже не только польское дело, это дело общеевропейское. Наверняка, решения о финансовых компенсациях будут приниматься раньше, чем это было бы только в случае одной Польши - не скрывал своего удовлетворения Марек Савицкий (о первой реакции польских властей на контрсанкции России мы подробно писали на прошлой неделе).

На этой неделе настал черед первых контактов с чиновниками из Европейской комиссии по вопросу о компенсациях потерь, грозящих польским крестьянам.

Во вторник польский министр Савицкий встретился в Брюсселе с европейским комиссаром по вопросам сельского хозяйства и развития сельских районов Дачяном Чолошем и пытался убедить его в необходимости срочных действий по смягчению последствий российского эмбарго. Однако его расчеты на быструю реакцию брюссельской бюрократии были, как и следовало ожидать, неоправданными. Сразу же после беседы польский министр прямо сказал: "Итогами встречи я разочарован".

Политики из польской оппозиции, критикуя министра и правительство, не оставили на них сухой нитки. Один из них писал в своем блоге: "Марек Савицкий не привез из Брюсселя ничего, даже туманных обещаний помощи крестьянам. Потому что не Савицкий должен был ехать за помощью для крестьян, а премьер Туск, и не в Брюссель, а в Берлин - там сейчас настоящая столица Евросоюза. Одно слово Ангелы Меркель - и Европейская комиссия привела бы в действие деньги".

Тем не менее, по возвращении в Варшаву министр Савицкий сразу же "забыл" о своем разочаровании после встречи в Брюсселе и вернулся к традиционному чиновничьему оптимизму. Он, в частности, объявил, что потери Европы от российского эмбарго не так уж и велики: по его словам, объем экспорта сельхозпродукции Евросоюза в Россию составляет около 10 млрд евро, а на спасение Греции Евросоюз израсходовал 100 млрд евро.

При этом он продолжал удивлять своими идеями относительно решения "яблочной" проблемы, которая для польских производителей сейчас наиболее остра. Министр и его приближенные открыто говорят, например, о реэкспорте польских яблок в Россию через Белоруссию. В четверг с этой миссией польская делегация во главе с министром отправилась в Минск. Советники министра с профессорскими званиями всерьез говорили: "Нельзя исключать реэкспорт, это шанс для наших поставщиков. Мы будем отправлять нашу продукцию в Белоруссию, там ее будут перепаковывать и высылать дальше - в Россию".

Яблочные юморески

Мечутся, говоря словами польской поговорки, как слепые в тумане и ближайшие соратники министра Савицкого в поисках решения "яблочной" проблемы. Некоторые их шаги по своему смыслу могут граничить только с юморесками. Например, его коллега по коалиционной Крестьянской партии, депутат Сейма и председатель Союза садоводов Польши Мирослав Малишевский на этой неделе организовал семинар в рамках рекламной кампании под лозунгом "Яблоко каждый день", проводимой на... российском рынке. Он заверил, что несмотря на эмбарго, эта кампания будет продолжена, а Союз садоводов в сентябре примет участие в международной аграрной выставке в Москве.

Тем временем, "чиновники-садоводы" фантазируют о все более экзотических рынках сбыта для польских яблок. Повторяют о возможностях экспорта в Китай (напомним: Китай - это крупнейший в мире производитель яблок (около 30 млн тонн), второе место занимают США - 5 млн тонн, на третьем месте Польша - около 3 млн тонн). На семинаре говорилось также о возможности экспорта в Индию (в сентябре польская делегация поедет на аграрную выставку в Бомбее), Вьетнам, страны северной Африки и Персидского залива.

"Главный польский садовод" Мирослав Малишевский радовался также по поводу того, что "правительство предприняло инициативу к тому, чтобы можно было рекламировать сидр". По его словам, это позволит переработать "несколько десятков тонн яблок".

Но еще более поляков развеселило сообщение из Брюсселя о том, что Европейская комиссия обратилась к третьим странам с призывом, чтобы они "не зарабатывали на российском эмбарго", увеличивая свои поставки продовольствия в Россию и замещая на российском рынке европейских поставщиков.

Вести из Брюсселя

В пятницу пресс-центр министерства сельского хозяйства Польши на полном серьезе опубликовал в равной степени триумфальное и неконкретное заявление о том, что еврокомиссар Дачян Чолош "в связи с последней встречей в Брюсселе в телефонной беседе проинформировал польского министра о планируемых компенсациях потерь крестьян в связи с российским эмбарго". Как отмечается в заявлении, "в течение ближайшей недели будет опубликован список продуктов и размер компенсаций". Комиссар Чолош заверил, что "планируемые средства будут достаточны для покрытия потерь, связанных с этим эмбарго". Однако дежурный чиновничий оптимизм в значительной степени гаснет, например, после сообщения французского агентства AFP, которое со ссылкой на свои источники в Брюсселе проинформировало о том, что обещанные Европейской комиссией компенсации будут касаться группы "нежных овощей", которые, после сбора урожая не могут долго храниться, а именно: огурцов, капустных растений, перца, помидоров и шампиньонов. Правда их экспорт из Польши в Россию также значителен, но решения главной для поляков - яблочной проблемы - эти планы Евросоюза не предусматривают.

Нервозная дипломатия

Официальная Варшава в течение последней недели не спускала глаз с восточной Украины и действий России в этом регионе. Начиная со вторника, день за днем, вместе с политкорректными СМИ, представители власти следили за российским гуманитарным конвоем, отправленным в район боевых действий в Донбасс. "Троянский конь русских" - так чаще всего звучали комментарии по этому поводу. Постоянно в СМИ продолжались поиски двойного дна в операции отправки конвоя.

Озабочен конвоем был, в частности, польский МИД. Вице-министр иностранных дел Артур Новак-Фар так оценивал ситуацию: "Мы имеем дело с попыткой поставить под сомнение суверенитет Украины таким образом, чтобы показать, что в восточной Украине происходят крупные нарушения гуманитарного права и необходимо вмешательство третьих сторон. Если этот конвой, несмотря на отсутствие согласия со стороны правительства в Киеве, въедет на территорию Украины, это будет явное нарушение интегральности границы, а это в свете украинского права будет означать совершение преступления, что дает возможность преследования по закону ответственных за него лиц, а в свете международного права является нарушением фундаментального принципа нерушимости границ и государственного суверенитета". По словам дипломата, "нельзя исключать, что за конвоем, в котором может находиться гуманитарная помощь, едет следующий - который везет оружие для сепаратистов". Как подчеркнул представитель МИД Польши, если Киев впустит этот конвой на свою территорию, это приведет к "очень опасному прецеденту".

На этой неделе польский МИД также резко отреагировал на слова Владимира Жириновского, произнесенные в понедельник в эфире информационного канала "Россия 24". Он говорил о том, что в случае вооруженного конфликта между Россией и Западом Польша и страны Прибалтики будут сметены с лица земли. В связи с этим в МИД Польши был вызван посол России в Варшаве Александр Алексеев, и в связи с этими "скандальными словами" ему был выражен официальный протест с просьбой представить позицию властей Российской Федерации по этому вопросу.

В свою очередь посол отметил, что "просьба польской стороны выглядит особенно неадекватно в Польше, где не только оппозиция, но и представители властей позволяют себе оскорбительные и русофобские заявления, активно участвуя в антироссийской кампании, которую ведут польские медиа".

Война и газ

В пятницу, 15 августа, Польша праздновала День польской армии. В Варшаве прошел военный парад. Приняло в нем участие 1,2 тысячи военнослужащих, 120 единиц военной техники и около 50 самолетов и вертолетов.

Президент Бронислав Коморовский, обращаясь к полякам по случаю праздника, в полной красе продемонстрировал военную риторику: "Мы не можем жить иллюзиями, что вооруженные конфликты происходят где-то далеко. А именно в Европе Россия аннексировала Крым. Именно в Европе был сбит пассажирский самолет с детьми на борту. Мы по-прежнему живем в мире, в котором сила означает больше, чем право - это беспокоит".

Он также подчеркнул, что "не может быть так, что Россия восьмикратно увеличивает расходы на армию, а НАТО их снижает", напомнив латинскую истину "Хочешь мира - готовься к войне".

Несомненно, такая военная риторика польских властей имеет свои последствия для жизни поляков, в том числе для их карманов. В связи с антироссийскими тирадами официальной Варшавы и торговой войной (пока в области поставок сельскохозяйственной продукции) в течение недели в Польше сразу же на 20% подскочили цены на сжиженный пропан-бутан (сейчас баллон с 11 кг этого газа стоит 58 злотых, что составляет около 670 рублей).

Никакого прямого отношения к обострению российско-польских торговых отношений это не имеет, но нервозность на линии Варшава-Москва у поставщиков рождает желание получить супер-прибыль. А следует помнить, что Польша слабо газифицирована, поэтому вне крупных городов и их пригородов газовые баллоны с пропан-бутаном являются главным источником энергии в кухнях для приготовления пищи...

Александр Шторм специально для ИА REGNUM из Варшавы