«Отношения власти и общества — это улица с двусторонним движением. Не могут все время общественники ходить за властью, точно так же, как власть не может все время ходить за общественниками: „Давайте что-то сделаем“», — считает Эльмира Хаймурзина. С 2013 года она возглавляла областное управление территориальной политики, а с октября 2014-го назначена зампредом правительства Московской области, курирующим внутреннюю политику и социальные коммуникации.

О признаках доверия общества к власти, о способах налаживания их диалога и о гражданской активности жителей Подмосковья Хаймурзина рассказала в интервью ИА REGNUM.

Эльмира Абдулбариевна, каковы ваши первоочередные задачи на новом посту?

У нас есть общая первоочередная задача, и это поручение губернатора, — консолидация всех активных субъектов, так называемых активных игроков: региональной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, инициативных групп граждан — консолидация их с одной целью — поступательного социально-экономического развития Московской области. Для нас это очень важно. Мне кажется, время, когда все искали друг в друге каких-то недоброжелателей, закончилось. Говорю без всякого пафоса: наступило время системной работы и созидательного труда для того, чтобы мы могли совместными усилиями решать множество задач. Задача нашего ведомства — создавать условия, дополнительные открытые площадки для содержательного диалога, для того, чтобы искать такие решения.

По сравнению со своим предшественником вы продолжите работу в том же ключе или предложите что-то новое?

Андрей Михайлович Ильницкий на этом посту сделал достаточно много — очень много инструментов, интересных, эксклюзивных, с которыми работают не во всех регионах. Московская область использует прогрессивные технологии социальных коммуникаций. Например, очень хорошо себя зарекомендовали и стали содержательной площадкой форумы «Идеология лидерства». Они проходят в разных муниципальных образованиях, сегодня в Клинском районе проводится пятый по счету форум, всего их будет двенадцать. Уже прошли форумы в Люберецком районе, Одинцовском, Мытищинском и Солнечногорском, я была на трех из них. Это была инициатива Андрея Юрьевича — создавать такие площадки для обсуждения важных, актуальных тем, которые касаются жителей той или иной территории. Это очень полезный опыт, когда не только региональная власть выступает инициатором перемен и преобразований. Прошедшие форумы показывают, что наши активные граждане стали более требовательны к органам власти всех уровней и могут достаточно содержательно и эффективно не просто обозначать проблемы, но и предлагать их решения. К середине декабря мы сможем отобрать и взять на вооружение ценные идеи и практики, которые можно переносить из одного муниципалитета в другой. Поднимались и обсуждались актуальные проблемы очень широкого спектра, от ЖКХ до конкретных, предметных предложений по обустройству парковых зон, по созданию благоприятной среды для детей, по работе с молодежью, по системной работе жителей, местных администраций и региональной власти с застройщиками. Это темы, которые жителей волнуют и которые они зачастую достаточно внятно и ясно доносят до своих собеседников по форумам.

Но форум — одноразовая площадка. Он проходит один день.

Нет, форумы — это постоянно действующие площадки. Другое дело, что они сейчас проходят по разным территориям и по широкой тематике. Недавно мы собирались рабочей группой с представителями областной общественной палаты. При подготовке форумов мы работаем с представителями муниципальных общественных палат. На следующий год мы, возможно, будем проводить форумы немножко в другой форме: от общей проблематики — к конкретной теме. Например, сегодня мы проводим форум в Клину и понимаем, что актуальная тема повестки — предстоящий в 2015 году юбилей Петра Ильича Чайковского. И для жителей очень важно участвовать в подготовке и проведении этого красивого празднования. Это повышает нашу самооценку, любовь к месту, где мы живем.

Один форум, другой — но в них участвуют люди, которые, кроме форумов, нигде больше не встретятся?

Они прекрасно встречаются, потому что у нас есть такой институт, как общественные палаты, и в некоторых муниципалитетах они работают достаточно активно. Самым содержательным из прошедших, на мой взгляд, стал солнечногорский форум, потому что перед ним муниципальная общественная палата проработала важные вопросы в своих тематических комиссиях, причем вне зависимости от того, будет у них форум или нет. Они нарабатывают предложения, обсуждают их с представителями местного самоуправления. В любом случае, это улица с двусторонним движением. Не могут все время общественники ходить за властью, точно так же, как власть не может все время ходить за общественниками: «Давайте что-то сделаем». Если есть понимание, что есть вопросы, требующие широкого обсуждения, решение которых касается местных жителей или в целом Московской области, то в режиме открытого диалога и взаимодействия эти решения могут находиться и могут быть эффективны.

Какие проблемы сегодня — самые острые для Подмосковья, в сфере вашей ответственности?

В спектр специфических вопросов, связанных непосредственно с нашим блоком, входят эффективность работы органов местного самоуправления, взаимодействие общества и власти, реализация общественных инициатив, активность общественных организаций и их поддержка органами власти разных уровней. Одна из важных наработок, которую мы намерены продолжать, — это присуждение губернаторских премий «Наше Подмосковье». Это правильный, очень удачный подход: люди получают не грант на реализацию, а поощряются за те проекты, которые уже реализованы.

Тогда как вы прокомментируете включение участников конкурса в совет по присуждению премий? Не компрометируют ли организаторы авторитет государственной власти?

Мы отреагировали на этот вопрос. Люди подали заявки еще до того, как вошли в экспертный совет. Сначала было принято решение о том, что члены экспертного совета не будут оценивать свои заявки, но потом мы с коллегами пришли к общему решению о том, что они вообще не будут участвовать в конкурсном отборе. Информация о проектах оставлена на сайте не ради конкурса, но как описание лучших практик, какие у нас есть. Для многих сайт сможет стать базой данных успешных проектов.

Не проще ли было пригласить в совет других людей, не участников конкурса?

Мы не хотим их терять как достаточно опытных, профессиональных экспертов.

Какие вопросы межнациональных отношений актуальны для Подмосковья?

Мы в течение года мониторим эту ситуацию по всей территории области. В этом году в рамках паспортизации муниципальных образований Фонд общественного мнения исследовал общественно-политическую ситуацию в каждом муниципалитете, сейчас они заканчивают эту большую серьезную работу. Думаю, к середине декабря мы получим первые отчеты по этой теме. Но могу сказать вполне ответственно: ни в одном муниципалитете межнациональные отношения не попадают в перечень злободневных проблем. Это говорит о толерантности нашего общества и о том, что при необходимости мы можем находить общий язык независимо от национальности или вероисповедания. Это признак общероссийской культуры.

В чём, на ваш взгляд, выражается доверие общества к власти, кроме данных соцопросов и статистики избиркомов?

Есть две модели общества. Одну назовем условно европейской, когда жители вообще не интересуются властными институтами и им все равно, кто у них мэр, губернатор, а то и президент — и у них всё в порядке: дома тепло, дороги отремонтированы, дети ходят в садик и т. д. В России, и в частности, в Подмосковье, другая ситуация: «Я доверяю власти» — значит, я вижу, что для меня делают, вижу какие-то качественные изменения. Высшая степень такого доверия — потребность в соучастии, в содействии. Прийти к главе или к губернатору и сказать: «Слушайте, мы видим, что у вас здесь и здесь не доходят руки. Вот мы хотим быть полезными своему обществу». Мне кажется, это так естественно — потребность в соучастии, взаимопомощи, и как следствие, — признании, уважении. На форумах мы пытаемся перейти в такой формат, учимся такой коммуникации. Потому что у нас люди привыкли жить в патерналистской модели советской эпохи: мы привыкли, что государство о нас заботится. Но гражданское общество — это такое общество, где граждане имеют высокий социальный, культурный, нравственный статус. И если представители гражданского общества оказывают содействие власти, обращаются к ней со своими инициативами и проектами, тогда можно говорить о том, что они доверяют власти.

Много у нас таких примеров?

Много. Например, на губернаторскую премию подано более 13 тысяч заявок. Повторю, это не та ситуация, когда ты просишь денег на что-то, а заявка, когда ты уже что-то сделал. Премия присуждается только второй год. И люди это делают исходя именно из побуждений, о которых я говорю. И это очень здорово, что у нас есть такие люди.

Вы можете сравнить уровень гражданской активности жителей Подмосковья с Москвой, соседними регионами или с Калининградом, где вы начинали свою общественно-политическую работу?

Точно ответить не могу, но мне кажется, у нас этот уровень — высокий. В Калининграде он очень высок, и возможно, это обусловлено географией. Но в Подмосковье уровень гражданской активности — выше. Может быть, потому что здесь проблемы — более выпуклые. Сначала люди объединяются, чтобы решить какую-то проблему. И особенно отрадно, что очень часто, решив свою проблему, жители хотят что-то делать дальше, работать уже системно, обращаются к местной администрации.

Но нередко на такие предложения они слышат ответ: «Сделаем. Когда будут деньги».

Потому что глава, в отличие от общественника, сидит на бюджете и должен быть рачительным хозяином.

Не гаснет ли энтузиазм у этих общественников?

Есть много проектов, которые можно реализовать без денег. Например, чтобы на улицах было чисто, необязательно тратиться на мусорные ящики. Разруха — в головах. И тут многое зависит от того, как мы себя ведем как граждане. У нас есть примеры, когда общественники работают в школах, занимаются воспитанием. Для этого не нужны колоссальные бюджетные средства, нужна инициатива и поддержка.

Кстати, о воспитании. Как строится взаимодействие областного правительства с местными СМИ?

Этим занимается управление информационной политики — наши смежники, коллеги, партнеры, с которыми мы работаем каждый день рука об руку. Системная работа, которая ведется сейчас, направлена на то, чтобы создать в регионе единое информационное поле. Недавно мы проводили опрос о том, какие новости, о чем люди хотят слышать. И выяснили, что многие хотят знать, чем живут другие муниципалитеты: а что у соседей? И это тоже очень хороший показатель гражданской активности. Проблема наполнения местных СМИ качественным контентом, безусловно, актуальна. Управление информполитики проводит семинары, обсуждает общие инструменты работы, просило органы местного самоуправления, чтобы в администрациях были люди, отвечающие за это направление.

Надо ли жителю, столкнувшемуся с проблемой, разобраться, за что отвечает муниципалитет, а за что — область? И как разобраться, когда сами чиновники кивают друг на друга? По-прежнему работает старый добрый метод: жители жалуются на городскую или районную проблему губернатору, а их жалобу спускают из области вниз — тем, на кого и была подана жалоба.

По-хорошему, граждане не должны разбираться, кто за что отвечает. Для этого наше мингосуправления активно ведет работу по созданию многофункцональных центров. Надо, чтобы житель знал, куда можно прийти со своим запросом, подать документы и получить ответ в установленный законом срок. А еще лучше — сидя дома, подать через интернет свою жалобу, или получить разрешение на строительство, или свидетельство о праве собственности и т.д. В Московской области уже есть 37 МФЦ, и работают они очень эффективно.

Все обращения граждан у нас стоят на особом контроле и учете. Более того, по серьезным запросам наши сотрудники выезжают на места, чтобы отрабатывать вопросы содержательно. Есть вопросы, которые ничего не стоит решить, а они подолгу волокитятся. С жалобами у нас строго, особенно с обращениями в правительство области, и наш внутренний регламент в этой сфере ужесточается. Можно использовать систему электронных обращений, и ею нужно уметь пользоваться. Развита система «живых приемов» и в территориях, и в правительстве. Все эти инструменты любой гражданин может использовать либо для решения своей проблемы, либо прийти с предложением.

Как по-вашему, Вечный огонь должен быть вечным? В Лобне высказывают другие мнения.

Вечный огонь должен быть вечным. По Лобне мы на днях разбирались отдельно. К сожалению, там так сложились обстоятельства. Администрация города работает над техническим решением, особенно в преддверии 70-летия Великой Победы. Думаю, решение удастся найти.

Что конкретно, на ваш взгляд, необходимо делать жителям и представителям власти Подмосковья, чтобы предотвратить расползание коричневой чумы с запада?

Думаю, это вопрос гражданской ответственности каждого человека. Дело не в каких-то специальных усилиях. Каждый из нас должен занять свою позицию, которая очень проста: если я живу на этой земле — я люблю это место, люблю свою страну и как гражданин сделаю все, от меня зависящее, для того чтобы попытки распространения крамольных идей пресекались в самом начале. Как чиновник, который отвечает, в том числе, за межнациональные отношения и работу с общественными организациями, скажу, что мы должны работать с организациями, которые либо потенциально, либо уже имеют хоть малейшую направленность на такого рода деятельность. Все, что связано с экстремизмом, с распространением националистических, фашистских идей, достаточно жестко пресекается в рамках действующего законодательства. Но я подчеркиваю еще раз, здесь важна позиция каждого человека. Это вопрос воспитания, гражданско-патриотического воспитания в семье, в школе, в обществе, когда ты получаешь информацию, желательно достоверную, и вырабатываешь свое отношение к ней.

Вы приветствуете обсуждение таких проблем?

Я приветствую обсуждение любых проблем, которые являются злободневными, актуальными. Но я противница, достаточно жесткая, того, чтобы искусственно нагнетать и раздувать какие-то темы.

Ольга Пушкарёва, специально для ИА REGNUM