На этой неделе о России в Италии говорили и писали мало, как ни странно. Кажется все более очевидным, что санкции, введенные ЕС и США в отношении России, вызвали пагубные последствия в отношении самих стран-членов ЕС.

Германия первая признала сей факт в конце 2014 года с ее экономикой на грани рецессии. Но эта мысль сейчас широко высказывается и среди лидеров стран ЕС.

Бывший премьер-министр Италии Романо Проди, например, написал на страницах Messaggero, что слабая экономика России совсем не желательна для Италии. По мнению Проди, санкции в отношении России и снижение цен на нефть и газ приведут к обвалу российского ВВП на 5% в год, и, в свою очередь, приведут к краху итальянского экспорта на 50%.

Вице-канцлер Германии и министр экономики Зигмар Габриэль в своем заявлении в начале недели исключил возможность дальнейшего ужесточения санкций. «Это может еще больше дестабилизировать ситуацию в России и ввергнуть страну в хаос», — сказал Габриэль, указывая на то, что целью санкций было помочь «решить конфликт на Украине», а не «подтолкнуть Россию в политический и экономический хаос», который «вызовет опасную ситуацию для большинства стран в Европе».

«Я думаю, что санкции должны теперь остановиться. Если будет какой-то прогресс, они должны быть сняты», — объяснил президент Франции Франсуа Олланд в интервью французскому радио, комментируя предстоящие ожидания от саммита в Астане. Конечно, если прогресса не будет «санкции останутся», но Олланд подчеркнул, что, по его мнению, все идет к лучшему.

8 января в столице Латвии Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности, Федерика Могерини, заявила, что в случае исполнения договоренностей, достигнутых в Минске и улучшении ситуации на Украине, санкции в отношении России будут частично или полностью удалены. Могерини сделала вышеуказанное заявление во время пресс-конференции по итогам встречи с министром иностранных дел Латвии. Она напомнила, что срок части санкций против России истекает в марте, а пока «рано говорить о продлении или отмене санкций», но он «по-прежнему зависит от действий России и напряженности на Украине».

Ilfattoquotidiano в обширной статье, посвященной «царю Путину», проводит анализ того, как изменилась экономика России со времен Олимпиады в Сочи до конца 2014 года.

«Олимпийские игры в Сочи стали историей той России, которая поднимает голову и осознает свою силу, играет мускулами. Но 2014 год принял непредсказуемое направление, такое, которого Путин никак не ожидал. Нефтяной кризис оказался драматической подножкой в имперских амбициях царя Владимира, началось перетягивание каната, которое перевернуло всю международную арену. Триумфальный царь начала года оказался отверженным. Центральный банк России уже в марте поднял процентную ставку от 5,5 до 7 процентов. Потом, 25 апреля, повысил снова до 7,5 процента. Эльвира Набиуллина, глава русского ЦБ, является верной Путину, она тоже из Санкт-Петербурга, ведь оттуда пришли все члены магического кружка, который управляет Кремлем (»Питерские"). Демократура Путина не может издавать законы о валютных рынках, также как влиять на цены нефти, сырья и количество их потребления. Она может только диктовать линии экономической и финансовой политики своей страны, России, которая вступает в опасную ниспадающую спираль. Уже цены на нефть изменяют курс. Рубль падает. 25 июля Набиуллина снова увеличивает процентную ставку на пол процента, теперь она составляет 8 процентов. 31 октября повышается до 9,5. Паллиативы. Никто не может остановить падение рубля. 11 декабря ставка уже 10,5 процента, через неделю уже 17,5 процентов".

По мнению издания, из большого победителя игр в Сочи Россия превратилась в большого неудачника. «Доминирует неопределенность, в воздухе витает разочарование заклинанием, которое перестало действовать. Полки опустели, очереди к банкоматам, сбережения улетучились. Цены растут. И какой нервный Путин! Объявляет о смерти проекта „Южный поток“, предлагает новый нефтепровод Турции, едет в Индию, подписывает контракты с Китаем. Экономика, страдающая от санкций и последствий от падения цен на нефть, представляет собой самую серьезную угрозу для президента. Путину остается, согласно опросам, — но при авторитарном режиме такие данные являются сомнительными — сплошная народная поддержка и патриотическая мобилизация. Как долго это будет продолжаться, если положение вещей по-прежнему будет ухудшаться?»

А вот так в статье рассматривается прошлогодний рекорд России по сбору зерновых и снижение цены на водку: «Хлеб, водка, Отечество. Священная Тримурти. Вполне открытое сообщение: Путин старается сделать только хорошее для русского народа».

Пьерлуиджи Магнаски, директор Italia Oggi и Milano Finanza, обвиняет итальянских политиков в бездействии. По мнению издателя, и итальянские СМИ неправильно формируют повестку дня.

«В то время как мир меняет свои оттенки со скоростью света, итальянский политический мир и итальянские СМИ не в состоянии понять его интересы, они только и делают что обсуждают старые обычные литургии, говорят о сломанном утюге, которым мне представляется статья 18 (речь идет о трудовой реформе ст. 18 закона 300/1970 (статья, касающаяся увольнения работника по экономическим причинам). Мы продолжаем говорить о мире, который уже не существует даже в Италии. Достаточно посмотреть, как мало наши СМИ говорят об украинском кризисе. Ведь он непосредственно влияет на наши экономические интересы и наши перспективы роста, если не дай Бог, на наше будущее существование. Россия нафарширована ядерными боеголовками и ракетами, способными достичь цель в любой точке мира. Чтобы разрядить эту угрозу, Запад не может просто огрызаться, но должен сформулировать предложение. Теперь частью Запада является, конечно,Италия».

Пьерлуиджи Магнаски уверен, что в Италии нет политиков, которые серьезно бы задумались над проблемой отношений России и ЕС: «Кроме почти фольклорных выступлений Сальвини и Грилло, которые склонились бы перед Москвой в обмен на некоторые экономические уступки, что могут сказать на эту горячую тему ведущие итальянские партии, если в Италии еще остались такие? Ничего».

Далее журналист пишет о том, что украинский кризис возник из-за давления США при безрассудной поддержке ЕС, «где политические дебаты по этим вопросам не происходят, а если и происходят, то держатся в секрете». «Эти планы включали присоединение Украины к ЕС, и поэтому неявно (хотя и позже), к НАТО. Эти два варианта нарушили неписаный договор: Украина должна была оставаться своего рода буферным государством между двумя сверхдержавами: Западом, с одной стороны, и Россией, с другой. Привести Украину в НАТО было, объективно, прямой военной угрозой для России. Вот почему после восстания (в том числе военного) украинского населения во главе с русскими „наставниками“, которые предоставили не только оружие, но и ракеты и танки, и даже после включения Крыма в состав России, канцлер Германии Ангела Меркель не раздувала пламя».

По мнению журналиста, Меркель — единственная, кто знает как нужно обращаться с «русским медведем». «Как бывший гражданин коммунистической Германии и совершенный знаток русского языка, она поняла, что московского медведя не следует гладить против шерсти, его нужно успокоить. Другими словами, вместо опасной политики конфронтации необходимо было проводить политику переговоров. С этой политикой соглашались самые популярные немецкие партии. Внезапный и необъяснимый шаг назад госпожи Меркель в отношении российской внешней политики в Европе был связан с тем, что Путин, под предлогом обиды, понесенной от Запада из-за Украины, и на волне националистической популярности, внезапно взорвавшейся в его стране, тем временем, повысил ставки. Ему уже недостаточно было иметь Крым, и его не интересовала, если только не на словах, автономия в восточной Украине, он хотел пересмотреть статус стран Прибалтики, снова открыть досье Грузии. Короче говоря, аппетит Путина, тем временем, увеличился. Таким образом, речь шла не просто об успокоении Москвы в отношении дополнительных военных угроз (таких как вступление Украины в НАТО), но также о сдерживании экспансионистских аппетитов Путина (…).

Берлин также знает, что, если Россия не погрязнет в своем агрессивном национализме, эта страна (которая является на сегодняшний день крупнейшей в мире) предназначена для интеграции с Германией и с Европой. Эта гипотеза не нравится США, которые предпочли бы держать Европу в состоянии вассальной зависимости, они опасаются, что ось Берлин-Москва (не говоря уже о линии Брюссель-Москва), ослабит их влияние на Европейский союз, в котором проживает полмиллиарда человек, и, если произойдет интеграция с Россией, ЕС станет третьим по величине мировым игроком в дополнение к США и Китаю. Как мы видим, проблема очень деликатная, сложная и комплексная. И Меркель, которая является настоящим государственным деятелем, пытается решить эту проблему с благоразумием и решимостью. Она в поиске справедливого решения, которое не ограничит кого-либо и не нанесет ущерб. Наши политики, которые не являются государственными деятелями, предпочитают вести полемику по 18 статье трудового кодекса».