Гендиректор по политическим вопросам и безопасности МИД Франции Николя де Ривьер заявил, что на завершившихся в Женеве переговорах между Ираном и «шестеркой» международных посредников стороны не достигли большого прогресса.

Единственное, чего удалось сделать сторонам — это договориться о новой встрече.

Как подчеркнул глава китайской делегации, директор департамента по контролю за вооружениями МИД КНР Ван Цунь: «Продолжение переговоров намечено на начало февраля. Место проведения согласуется позже».

Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков прокомментировал ситуацию следующим образом: «Наверное, мы не сорвем эту договоренность, и следующий раунд состоится уже через две недели, то есть быстрее, чем такого рода контакты проводились до сих пор. По месту нет договоренности. Не уверен, что следующий раунд состоится в Женеве».

Наблюдатели отмечают, что продолжавшийся девять часов очередной раунд переговоров 18 января на уровне политических директоров «проходил очень тяжело». В итоге, сторонам так и не удалось прийти к взаимоприемлемым формулировкам.

Глава иранской делегации Аббас Арагчи перед отлетом из Женевы заявил о том, что «прогресса в переговорном процессе пока нет, обсуждению подлежат все ключевые вопросы».

Схожей позиции придерживается и российская сторона. По мнению Сергея Рябкова, «несмотря на очень высокую интенсивность контактов последнего времени, включая уровень министров иностранных дел, по подавляющему большинству спорных вопросов остаются крупные разногласия».

«Прогресс если и есть, то очень медленный, и гарантии того, что этот прогресс трансформируется в решающий сдвиг, таких гарантий нет», — констатировал он.

Напомним, что в ноябре 2013 г. в Женеве «шестерка» международных посредников и Иран договорились к 24 ноября 2014 г. подготовить соглашение, которое гарантирует исключительно мирный характер ядерной программы Тегерана в обмен на полное снятие санкций.

К установленному сроку достичь результатов так и не удалось, из-за чего стороны продлили срок выработки соглашения до 1 июля 2015 г.

Однако источники ИА REGNUM, близкие к делегациям, принимавшим участие в очередном раунде переговоров, отмечают, что договаривающиеся стороны со все большим пессимизмом относятся к вероятности подписания итогового соглашения между Ираном и «шестеркой» международных посредников к этой дате.

По их мнению, эта перспектива вызывает все большую озабоченность у участников переговоров. Так, министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что ядерные переговоры с Ираном достигли «решающей фазы», и терять время больше нельзя. «Временное соглашение нельзя продлевать до бесконечности», — отметил он.

Провалом закончились также попытки госсекретаря США Джона Керри личными усилиями вывести переговорный процесс из тупика. Его пятичасовая встреча с министром иностранных дел Ирана Джавадом Зарифом, состоявшаяся накануне очередного раунда переговоров, окончилась безрезультатно.

Один из членов делегаций, принимавших участие в женевском процессе, на условиях анонимности прокомментировал ИА REGNUM сложившуюся ситуацию: «То, что сейчас происходит на переговорах, можно с полным основанием назвать „бегом на месте“. Мы наблюдаем, что произошли существенные изменения в настроениях американской и иранской делегации. Сейчас они не стремятся к достижению соглашения с той же активностью, как это было еще пару месяцев назад. По всей видимости, и в Тегеране, и в Вашингтоне пришли к выводу, что принцип „соглашение любой ценой“ не отвечает их интересам. Это автоматически означает, что переговорный процесс заходит в тупик».

В условиях, когда дипломатические усилия на переговорах по иранской ядерной программе не приносят желаемых результатов, Вашингтон и Тегеран готовятся к новому витку противостояния.

Значительная часть конгрессменов и сенаторов США намерена добиться принятия законопроекта, предусматривающего новые санкции против Ирана, если соглашение по его ядерной программе не будет достигнуто к установленному сроку.

Хотя Барак Обама пообещал блокировать законопроект в случае его принятия Конгрессом, идея ужесточения санкций в отношении Тегерана приобретает все больше сторонников в американском истеблишменте.

В ответ на это официальные лица в Тегеране ужесточают свою риторику. В частности, представитель министерства иностранных дел Ирана Марзие Афхам заявила о том, что в случае введения любых новых санкций против Тегерана процесс переговоров будет приостановлен.

Этой позиции придерживается и спикер иранского парламента Али Лариджани, который подчеркнул, что «в последнее время некоторые наши депутаты обдумывают законопроект, предусматривающий дальнейшую деятельность по обогащения до любого уровня, если Запад решится на новые санкции».

Что же касается Верховного лидера Ирана Али Хаменеи, то в преддверии женевского раунда переговоров было опубликовано его обращение к иранскому народу, в котором он призвал не «предаваться иллюзиям» в отношении достижений договоренностей с США, а больше внимания уделить тому, чтобы и экономика, и общество страны выработали иммунитет к западным санкциям.