Предыдущий очерк о формирующемся десятилетиями явлении, именуемом «белорусской оппозицией», вызвал определенный резонанс и реакцию уже в процессе публикации как у людей специально обученных, так и у отдельных, тесно контактирующих с ними авторов. Тем не менее, хочется поблагодарить за рекламу моей скромной публикации редакцию небольшого, но энергично стучащего по клавиатуре издания оппозиционного толка «Наша нiва» и, раз уж тема вызвала такой интерес, продолжить её.

Сначала небольшое пояснение: в данной, как и в предыдущей публикации, автор старается не упоминать «новые» структуры, зарабатывающие на как бы оппозиционности режиму. А если и упоминает, то в основном зарубежные, «общеизвестные» и ранее формально распустившиеся (на деле зачастую сохранившие неформальное единство членов, действующих в новых структурах под новыми названиями). Не от недостатка информации, а чтобы не делать местным хлопцам рекламу в глазах их зарубежных спонсоров (на Западе и в России), а также чтобы не делать работу (по систематизации, классификации и т.д.) за хлопцев, которые их курируют от этого самого режима.

То, что именуют «белорусской оппозицией» — явление крайне неоднородное и весьма противоречивое. Его можно разделить на две группы — неструктурированные и структурированные. Последние подразделяются на системные группировки (официально считающиеся оппозиционными и прозападными) и единомышленников в структурах власти («силовых», учреждениях образования и т.д.).

Неструктурированная белорусская оппозиция — это реальная, прежде всего — городская оппозиция, которая пока не может кардинально изменить предвыборную и иную обстановку в Республике Беларусь, поскольку: — несмотря на электоральный потенциал, находится в полном информационном вакууме;

— лишена медиа-ресурсов (доступа к ним), если не занимает нарочито прозападную и антироссийскую позицию;

— сельский избиратель потенциально остается электоратом Александра Лукашенко.

Структурированные системные группировки, именующие себя «белорусской оппозицией» — это, по сути, имитация оппозиции. Де-факто они являются финансово и мировоззренчески ориентирующейся на Запад подпоркой местной правящей «элиты». Например, людей вроде Александра Милинкевича (движение «За свободу», ориентированное на «Восточное партнерство»), Владимира Некляева («Говори правду»), Алексея Янукевича (БНФ) и прочих столь же широко популярных в узких кругах лиц, государственные и негосударственные СМИ позиционируют как «оппозионеров». Иначе говоря функционеров, формально имеющих «моральное право» претендовать на власть или, как выражаются в этом сообществе — «заниматься политикой». При этом у данных лиц возможность реально получить доступ к власти отсутствует. Прекрасно осознавая это, они, тем не менее, участвуют в политических кампаниях пресловутого «режима», который якобы желают свергнуть, но на самом деле легитимизируют его в глазах Запада.

Признаки структурированных системных группировок как бы оппозиционеров в Республике Беларусь:

1) Не имеют собственных сильных рычагов влияния на правящую группу и общество:

— не поддерживаются сколь-нибудь влиятельной или массовой социальной группой (стратой) населения Республики Беларусь;

— не имеют серьезной финансовой поддержки внутри республики;

— не участвуют в работе белорусских органов госуправления.

2) Не имеют даже популярных лозунгов, хотя отклик в массах, при профессиональном подходе, могли бы иметь внятные тезисы и дела в подкрепление слов:

— полностью зависимы от западной поддержки (материальной, информационной и др.);

— не в состоянии участвовать в реальной борьбе за власть (ни легальным, ни иным способом).

3) Подконтрольны спецслужбам режима, что признают даже европейцы и американцы (например, Александр Лукашенко лично содействовал проведению конгресса, на котором был избран единый кандидат в президенты от оппозиции на выборах 2006 года — гродненский чиновник областного уровня Александр Милинкевич; депеша американского посольства в РБ в адрес Госдепартамента США, фиксирующая сей факт, стала достоянием гласности еще несколько лет назад, автор — тогдашний посол США в Минске Джордж Крол):

— создают имитацию борьбы и легитимизируют авторитарный режим, с которым якобы борются, в глазах Запада (прежде всего в процессе избирательных кампаний — зачастую просто самим фактом участия в них);

— спускают протестный пар избирателей и оппозиционно настроенных граждан;

— тестируют и, по сути, помогают власти составлять списки неблагонадежных граждан — посредством сбора подписей за всевозможные «народные референдумы» и т.п. «инициативы»;

4) Блокируют существенные экономические санкции со стороны Запада в отношении интересов «смотрящих» за бизнесом семьи Лукашенко, прежде всего, если верить журналистам, — нефтяных (в масс-медиа чаще всего фигурируют фамилии и названия вроде Николай Воробей, Юрий Чиж, «Интерсервис», «Трайплэнерго» и т.д.):

— обеспечивают политическое прикрытие европейско-белорусского нефтяного оффшора, перепродающего на Запад российскую нефть с уводом отчислений в бюджет РФ, в том числе под видом всевозможных «растворителей» и разбавителей";

— заинтересованы в переделе получаемых российских ресурсов и финансов, так как, объективно своего в Белоруссии делить нечего.

5) Служат проводниками вестернизации и западного влияния в самой республике:

— реально борются только против декларируемой властью на словах пророссийскости;

— являются пугалкой-обманкой и инструментом информационного «давления на Кремль»;

— создают химеры и иллюзии в духе «заграница нам поможет».

Сами как бы оппозиционеры считают, что мотивация участия в их рядах обычно связана с убеждениями и идеологическим выбором, хотя (цитата) «циничный подход не является редким». Их спонсоры считают несколько иначе. Западное финансирование, по словам тех, кто его выделяет, играет не просто существенную, а определяющую роль.

Экс-глава немецкой Федеральной разведывательной службы (BND) и консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ в Минске Ганс-Георг Вик в свое время (04.08.2006) предельно откровенно заявил, отвечая на вопрос корреспондента «Немецкой волны» о западной поддержке в Белоруссии: «Если существующие в Беларуси демократические силы не будут финансироваться из-за рубежа, они станут маргинальными и исчезнут вообще». В качестве вывода сказанному процитирую сообщение Deutsche Welle от 12.05.2013: «В Беларуси зарегистрированы сотни организаций, представляющих себя как негосударственные. На самом деле, многие из них — это „карманные“ структуры, имеющие господдержку при обязательном условии лояльности, с помощью которых власти надеются перехватить обещанную поддержку ЕС… В Беларуси на арене общественной активности пытается играть КГБ, отслеживая контакты и движение западных средств. Тех, кто хочет действовать самостоятельно по инициативе снизу, попросту изгоняют с правового поля. А на расчищенной площадке действуют подконтрольные структуры, которым отводится роль имитаторов общественной активности».

В заключение считаю возможным довести до сведения редакции и спонсоров «Нашай нiвы» пару моментов. К разведчикам я никакого отношения не имею — поэтому лгать, как это делает в хамской манере некто Панкавец (http://nn.by/?c=ar&i=143140&lang=ru), просто глупо. Только очень ангажированный и недалёкий индивид может обвинять мой текст в плагиате у человека, который в курсе всех обстоятельств публикации. Жалки и отвратительны «журналисты», призывающие якобы ненавистный им «крывавы рэжым» к расправе над журналистами, которые всего лишь предоставляют возможность высказаться тем, кто не имеет такой возможности в Белоруссии — благодаря стараниям тандема властей предержащих с как бы оппозицией.