В Египте с 9 по 15 февраля пройдет Неделя молитв о единстве христиан под лозунгом «Помоги, Господи, всей египетской нации». В стране неспокойно. После вынесения смертного приговора 183 исламистам из числа «братьев-мусульман» бомба взорвалась в центре Каира, еще две обнаружили в аэропорту. Западные «правозащитники» часто критикуют «диктаторские» методы нынешнего президента Египта Абдула-Фаттаха Халила Ас-Сиси. Хотя с тех пор, как он пришел к власти, ни один смертный приговор в отношении фундаменталистов не был приведен в исполнение. Большая часть населения Египта поддерживает президента, потому что он занимается безопасностью страны и восстановлением экономики. Но не только. Ас-Сиси создает модель устойчивого и стабильного межконфессионального общества, в котором смогут мирно сосуществовать мусульмане и христиане.

До сих пор выбор сводился к двум вариантам. Либо светский авторитарный режим, который одинаково подавлял всех, либо религиозное государство, в котором преференции имели мусульмане, а христианское меньшинство пребывало под угрозой репрессий. Ситуация стала меняться в 2013 году после восстания против выходца из «братьев-мусульман» президента Мохаммеда Мурси. К союзу молодежи и армии тогда присоединились египетские копты-христиане. Ас-Сиси, вставший во главе революции, после ее победы мог бы ограничиться незначительными уступками верхушке Коптской церкви и лично ее патриарху Тавадросу II. Однако он продемонстрировал, что намерен серьезно решить вопрос интеграции христиан в мусульманское общество. Копты приняли самое активное участие в работе над проектом новой Конституции страны, на всем протяжении работы конституционной комиссии к ним внимательно прислушивались. Для рассмотрения парламентом готовится законопроект, в соответствие с которым значительно упростится строительство христианских храмов. Впервые в истории мусульманского Египта на Рождество в этом году Ас-Сиси лично прибыл в главный храм коптов, Кафедральный собор Святого Марка, и лично поздравил с праздником патриарха Тавадроса II и всех своих соотечественников, исповедующих христианство.

Это произвело сильное впечатление на коптов. Однако жесты — не самое главное. Президент решает задачу институциональной представленности христиан во власти и на политическом уровне. Так, сообщает Agenzia Fides, салафитская партия «Аль-Нур» была вынуждена включить в списки кандидатов для участия в предстоящих парламентских выборах коптов-христиан. Дело в том, что вступившее в силу избирательное законодательство устанавливает, что копты-христиане общим числом не менее 24 человек должны быть представлены в партийных списках. Ирония в том, что салафиты, будучи хотя и более умеренными исламистами, чем «братья-мусульмане», с которыми они находились во вражде, тем не менее, неодобрительно относятся к религиозным меньшинствам. Например, лидеры салафитов неоднократно просили своих последователей не поздравлять христиан с Рождеством и Пасхой, назвав такое любезное поведение прославлением «религии неверных». Но преступить закон «Аль-Нур» не в силах, поэтому им пришлось искать среди коптов подходящие кандидатуры для включения в партийный список. Правда, по сведениям местной прессы, предпочтение может быть отдано выходцам из тех группировок, которые в прошлом демонстрировали несогласие с иерархией Коптской церкви.

«Христианский фактор» становится важным элементом внешней политики Каира. Благодаря тесным контактам патриарха Тавадроса II с папой Римским Франциском президента Ас-Сиси принимают на самом высшем уровне в Ватикане. А посещение главы государства Москвы в августе 2014 года подкрепляется спустя три месяца первым визитом в Россию уже коптского патриарха. Церковные лидеры помогают восстановить отношения между Египтом и Эфиопией. На Рождество к Тавадросу II приезжал глава Эфиопской православной церкви Абуна Матиас, который был также принят Ас-Сиси и премьер-министром Ибрагимом Махлабом. Эта встреча состоялась на фоне затруднений в переговорах между Каиром и Аддис-Абебой по вопросу строительства дамбы на Ниле. Как отмечает Al Monitor, египетские власти пытаются извлечь выгоду из общения двух Церквей для улучшения двусторонних отношений. В этом издание видит желание Каира использовать «все виды мягкой силы» в попытке вернуть себе утраченное положение в Африке и устранить широко распространенное предубеждение, в соответствие с которым египтян изображают как похитителей нильской воды".

Одновременно Ас-Сиси ставит глобальные цели перед исламом. Напомним, что в начале года, выступая в ведущем мусульманском университете аль-Азхар, он сделал удивившее многих заявление с призывом к «революционному» реформированию ислама, выработке новой трактовки вероучения. Фактически президент предложил возобновить иджитихад (свободную дискуссию по правовым вопросам ислама, вынесение независимых решений непосредственно из первоисточников, либо применение уже решенных предшественниками проблем), существовавший до 1258 года. «Нам нужно новое видение, ислам нуждается в модерне с учетом межрелигиозного компромисса. На данный момент это самая большая проблема, стоящая перед египетским народом. Ведь религия остается неизменной вот уже более 800 лет», — подчеркнул Ас-Сиси. В свою очередь с мусульманскими богословами хочет наладить отношения Святой престол. Как сообщает KATHPRESS, на днях Франциск своим указом перевел апостольского нунция в Гаване архиепископа Бруно Музаро в Каир. В его обязанности будет входить «перезагрузка» нарушенного с 2011 года регулярного диалога между Ватиканом и университетом Аль-Азхар. Сочетая стимулирование диалога между международными религиозными центрами, учеными, христианской и мусульманской общинами вместе с настойчивым внедрением веротерпимости в стране, президент Ас-Сиси выходит на решение важнейшей задачи — построения в Египет гармоничного межконфессионального общества и сотворение настоящей «арабской весны», а не того «ада на земле», который региону устроил Запад.