Анализ боевых действий 6-12 марта 2015 года

За истекшую неделю обстановка на линии соприкосновения ВСУ и ВСН на фоне относительного затишья и устоявшегося относительного и хрупкого перемирия продолжает накаляться в связи увеличением интенсивности обстрелов населенных пунктов ДНР и ЛНР. Одновременно с этим, пользуясь результатами мобилизации, ВСУ и Национальная гвардия продолжают восстанавливать свой контингент в Донбассе, потрёпанный в результате зимней кампании. Число дислоцирующихся в вышеуказанном районе солдат украинской армии возросло с 70.000 до 90.000 человек личного состава, из которых около 40.000 человек расположено на передовой линии.

Продолжается и скрытая переброска «отводимой в тыл» артиллерии и бронетехники, которая часто просто возвращается ВСУ на резервные боевые позиции в непосредственной близости от линии фронта. Такие действия украинской армии вынуждают ВСН тоже действовать симметрично — например, ОБСЕ после перемирия так и не зафиксировала отвод САУ «Пион» 203-мм и САУ «Мста-С» 152-мм из района Дебальцево. Наибольшее увеличение концентрации Вооруженных сил Украины мы можем наблюдать на северном участке фронта, в районе населенных пунктов Артёмовск, Крымское, Счастье и Станица Луганская. При этом в районе Станицы Луганской отмечается возросшая активность ведения боевых действий, что выражается в минометных обстрелах со стороны ВСУ по населенному пункту Болотное, находящемуся под контролем ВСН.

В районе города Артёмовска ВСУ сосредоточили порядка 2.000 солдат, около десятка РСЗО, до 200 единиц бронетехники, а также артиллерийских систем калибра 122 и 152 мм, что также явно свидетельствует о намерении украинских силовиков обеспечивать полный контроль данного участка фронта и сохранить там возможность для ведения наступательных операций. Также на протяжении последних дней отмечается высокая активность ВСУ на мариупольском направлении, а именно в районе населенных пунктов Широкино и Мелекино. Так, в районе Широкино ведутся интенсивные бои с использованием со стороны ВСУ «отведённых», согласно соглашению «Минск-2», видов вооружения, таких как артиллерия, танки и «тяжелые» минометы. В Мелекино, по сообщениям официального представителя ВСУ, силовики проводят учения по «тренировке уничтожения надводных целей» в рамках усиления боевой способности армии.

Видимо, это связанно с тем, что Украина готовится к обороне Мариуполя с моря, предусматривая дальнейшее возобновление боевых действий. Понимая тенденции, ведущие к дальнейшему развитию ситуации, руководство вооруженных сил ДНР и ЛНР также начало проведение плановых учений среди личного состава с целью совершенствования сил ополчения. Продолжаются локальные бои между ВСН и ВСУ и в районе населённых пунктов Авдеевка и Пески (пригороды Донецка). Интенсивность их такова, что речь уже не идёт об отдельных стычках — постоянные боестолкновения уже слились тут в единый бой, который продолжается уже целую неделю лишь с небольшими перерывами.

На остальных участках фронта продолжается относительное «затишье», которое, однако, сопровождается периодическими провокационными обстрелами, которые в последние дни значительно участились. Такие обстрелы осуществляются преимущественно из минометных систем. Наибольшая интенсивность провокаций наблюдается в районе донецкого аэропорта, непосредственно на окраинах самого Донецка и Горловки. И, как уже было выше сказано, участились провокационные минометные обстрелы в районе Станицы Луганской. Таким образом, исходя из событий прошлой недели, можно констатировать, что даже первая, «военная» часть соглашения «Минск-2», к сожалению, выполняется не в полном объёме. Стороны конфликта используют перемирие для проведения мобилизаций, обучения войск, достижения слаженности подразделений в условиях реальных боевых действий, а также формируют тыловые склады, осуществляют спешный ремонт техники и пополнение боекомплекта.

В целом ситуация в Донбассе приобрела тенденции к обострению, что явно прослеживается на фоне очевидного нежелания украинской стороны соблюдать договоренности по объявленному «режиму тишины», отводу тяжелых вооружений, обмену пленными и прочим договоренностям, достигнутым в ходе встречи «Минск-2», а также вести диалог с республиками по налаживанию прочих общественно-политических процессов. По сути, игнорируя все эти договоренности как в их военной, так и в общественно-политической части, украинская сторона продолжает накапливать свои силы для продолжения ведения военных действий.

Основной проблемой украинской стороны на сегодняшний день являются значительные потери колесной и гусеничной техники, РСЗО и артиллерии за время зимней кампании, а также утрата фронтовых складов в районе Дебальцево, на которых были потеряны сотни тонн воинского снабжения. Кроме того, западный (в первую очередь — американский) аудит системы украинского командования выявил вопиющую некомпетентность высшего и среднего командного состава, что сейчас также является не скомпенсированным, слабым моментом украинской армии и включено в программу скорейшего устранения — либо же разумной коррекции. Именно этим целям служит привлечение западных советников для планирования будущих операций украинской армии в Донбассе.

Со стороны ВСН по-прежнему основной проблемой остаётся комплектация личным составом. По состоянию на сегодняшний день ВСН располагают лишь пятью мотострелковыми и танковыми бригадами, также потрёпанными в результате зимних боёв, и занимаются доформированием ещё пяти бригад. В случае успеха этой программы, общая численность ВСН может достигнуть 40.000 человек, однако, исходя из нынешнего темпа мобилизации, составляющего не более 150 человек в день, на формирование одной бригады будет уходить не менее месяца, а достижение боевой слаженности вновь создаваемых подразделений может затянуться и на срок до полугода. Поэтому, исходя из вышесказанного, на сегодняшний день ВСН могут располагать на каждом из угрожаемых направлений (Мариуполь, Донецк, Луганск) фронтовой группировкой не более 5.000 человек, что делает осуществление масштабных наступательных операций маловероятным. Однако, для целей парирования возможных угроз наступления ВСУ эти армейские группировки более чем достаточны.

Одновременно с перемирием украинская сторона продолжает усиливать экономическую, финансовую и физическую блокаду Донбасса. После введения в начале года системы пропусков и пропускных пунктов для «зоны АТО» товарные и людские потоки из Донбасса на Украину и с Украины в Донбасс всё более уменьшаются. Связано это в первую очередь с тем, что из 70.000 запрошенных у уполномоченных органов Украины «спецпропусков» в настоящее время выдано не более 5.000, что практически обеспечивает невозможность перемещения большинства желающих через контрольно-пропускные пункты. Вкупе с поборами с товаров, задержаниями и конфискацией перевозимых денежных средств на КПП, это приводит к тому, что в ДНР и ЛНР уже наблюдается недостаток гривенной массы и галопирующий рост стоимости основных продовольственных и непродовольственных товаров.

Половинчатым выходом из складывающейся ситуации пока являются поставки товаров из России (значительная часть из которых — на безоплатной, гуманитарной основе) и переход донбасских республик на параллельное обращение российского рубля на их территории. К сожалению, сегодняшние действия России не направлены на создание режима максимального благоприятствования потокам российской гуманитарной помощи в Донбасс и перехода республик на обращение российского рубля не только в наличной, но и в безналичной форме. К положительным же моментам можно отнести то, что газовый и энергетический шантаж Украины по отношению к республикам был тут же эффективно купирован Россией путём начала прямых поставок газа и электроэнергии от «Газпрома» и РАО ЕЭС на территорию ЛНР и ДНР, минуя Украину, что позволило избежать гуманитарной катастрофы в Донбассе.

Таким образом, несмотря на официальное перемирие, экономическая война Украины против Донбасса только набирает обороты. Если говорить в целом, то возобновления полномасштабных военных действий стоит ожидать после накопления украинской стороной в Донбассе необходимого количества личного состава и единиц военной техники, что вполне вероятно совпадёт с установлением устойчивой сухой погоды, благоприятной для проведения наземных операций. Скорее всего, наилучшие условия для украинского наступления сложатся, по сумме всех военных, политических, социальных и экономических факторов, не раньше середины апреля — начала мая.