Пытаясь спастись от финансового краха, официальный Киев берёт пример с Вашингтона, который уже традиционно перекладывает свои собственные долги на весь остальной мир, а при случае отнюдь не против обнулить свои долговые обязательства силовым методом

Как и следовало ожидать, даже «расширенный» кредит МВФ (полученный по прямой протекции США) так и не принес облегчения новому украинскому руководству. Во всяком случае, закачав в закрома родины то, что осталось после дележки в узком кругу первого транша в 5,5 млрд, «революционная» власть продолжает взывать об увеличении объёмов срочной финансовой помощи и списании части уже имеющихся долгов, упирая на жертвы, которые страна приносит, защищая «идеалы демократии».

Украина: дефолт почти не виден?

Между тем, несмотря на накачку деньгами внешних спонсоров, ситуация в украинской экономике отнюдь не показывает склонности к улучшению. Так, на фоне 6,8% падения ВВП страны по итогам 2014 года Кабмин прогнозирует его дополнительное проседание на 5,5% до конца 2015-го. Согласно данным Минфина, уже в первом квартале текущего года этот показатель снизится на 7-10,0% (!).

Что же касается промышленного производства, то, судя по официальным данным Госстата, курс на деиндустриализацию вполне сохраняется. В частности, в январе-феврале 2015-го, по сравнению с аналогичным периодом даже прошлого года, индекс промышленного производства упал на 21,7%. Более того, наблюдается и отчётливое проседание производства в сельском хозяйстве (Голодомор заказывали?), которое за первые два месяца этого года снизилось на 3,6%. Зато официальная инфляция на Украине (ещё до очередного повышения тарифов ЖКХ!) в феврале успела вырасти на 34,5%, при снижении реальной заработной платы на 17,3%. Подобная динамика живо отразилась на объёмах розничной торговли, оборот которой за первые два месяца 2015 года рухнул на 21,2%.

Наконец, курс даже безналичной гривны (23,5/23,6 за доллар) всё ещё далек от заложенных в госбюджет-2015 показателей (21,7 грн./долл.), не говоря уже о его реальных значениях (26,0-26,40 грн./долл.) на рынке налички. Заметим также, что несмотря на оптимистические обещания «леди Нацбанк» — Валерии Гонтаревой и «леди Минфин» -

Наталии Яресько, раздвоение курсовой наличности доллара пока не думает уменьшаться, что грозит валютному рынку очередными потрясениями. Кроме того, согласно признанию НБУ, норматив адекватности регулятивного капитала банковской системы страны к началу марта просел с 13,8% до 7,37%, т.е. существенно ниже уровня, установленного регулятором (10,0%), что сопровождалось падением объемов регулятивного капитала банков на 49,23 млрд гривен только за февраль 2015 года.

В подобных условиях термин «дефолт» по отношению к Украине всё чаще замелькал в оценках авторитетных рейтинговых агентств, к которым имеют привычку чутко прислушиваться инвесторы. Например, международное агентство Fitch к середине марта снизило рейтинги двух основных государственных банков страны («Ощадбанка» и «Укрэксимбанка») с «CCС» (возможен дефолт) до «CC» (высокая вероятность дефолта), причём долгосрочные рейтинги выплат по еврооблигациям в национальной валюте по-прежнему балансируют на рубеже возможного дефолта. А несколькими днями спустя (24.03) агентство Moody's пошло ещё дальше, понизив суверенный кредитный рейтинг Украины с «Caa3» до преддефолтного «Ca» (т.н. «высоко спекулятивного») с общим негативным прогнозом на среднесрочную перспективу.

Имею полное право не платить!

При этом европейские инвесторы по-прежнему не торопятся рисковать своими деньгами, помогая псевдогосударству с квазиэкономикой (в которое с февраля 2014-го успешно превращается Украина) — даже под нарастающим нажимом Вашингтона. Согласно уточнённым данным украинского Госстата по итогам 2014-го, только страны ЕС вывели из украинской экономики 8,3 млрд долларов, причём с начала 2015 года бегство капитала продолжает набирать обороты.

Не добавляют оптимизма инвесторам и переговоры по реструктуризации внешнего долга, на которые Украина вынуждена пойти под давлением МВФ. По предварительным данным, благодаря этому только в текущем году официальный Киев рассчитывает «сэкономить» порядка 5,2 млрд долл. — первую порцию из 15 млрд «отложенных долгов», ранее включенных специалистами Фонда в широко разрекламированный 40-миллиардный пакет помощи на четыре ближайших года. По оценкам издания Financial Times, так называемый «русский долг» (а это около 3,3 млрд долл. по кредиту, который был выдан прежнему украинскому руководству в декабре 2013-го, плюс 2,5 млрд текущей задолженности за поставки газа) уже списан экспертами МВФ именно в эти «сэкономленные» средства. Иными словами, вместе с деньгами Украина одновременно получает на Западе и благословение не платить свои долги на Востоке. При этом руководство МВФ (устами самой Кристин Лагард) призывает Москву не банкротить новую украинскую власть — по крайней мере, до той поры, пока она будет готова расплачиваться по кредитам Фонда!

Тем временем США, не полагаясь более на европейских союзников, решили помочь своим украинским марионеткам чисто по-американски, а именно — предоставить им вместо денег кредитные гарантии. Согласно недавнему заявлению главы украинского Минфина (и при этом — американской гражданки) Натали-Энн Яресько, до конца 2015 года Украина намеревается дополнительно выпустить долговые обязательства на сумму 2 млрд долларов под гарантии правительства США, причём первая порция еврооблигаций должна выйти на рынок уже в апреле.

Любопытным в этом сообщении является не столько тот факт, что Вашингтон на практике не намерен доверять Киеву избыточное количество «живых денег» (гарантии на 2 млрд оказались включёнными в 7,5-миллиардный пакет международной помощи, «сопутствующей» кредиту МВФ), а то, что риски новых облигаций должны оцениваться на уровне суверенного риска США. В сегодняшних реалиях последнее обстоятельство может скорее вызвать тревогу, чем заинтересованность потенциальных инвесторов, — и вот почему…

Рецепт: войной по госдолгу

Дело в том, что буквально накануне радостной вести об американских финансовых гарантиях для Украины (а именно — 15 марта 2015 г.) истёк срок действия указа президента США о превышении лимита национального госдолга, который всего год назад временно избавил Соединённые Штаты Америки от технического дефолта!

Стоит напомнить, что в феврале 2014-го (дивное совпадение по срокам с украинской «революцией») г-н Барак Обама простым росчерком пера повысил лимит государственного долга США с 16,7 до 17,2 триллиона (!) долларов, причём на этом уровне он должен был продержаться как минимум до середины марта 2015-го. Однако уже к 12 марта текущего года этот потолок был успешно пробит, а объёмы госдолга США, по официальным данным Федерального казначейства, достигли астрономических 18,114 трлн долл.

При этом, согласно мнению руководства бюджетного комитета американского конгресса, руководство страны ещё может протянуть ситуацию маскировки дефолта до конца сентября 2015-го, применяя для этого «бухгалтерские трюки» и даже «экстраординарные меры». Затем должно последовать либо очередное официальное поднятие потолка госдолга (которого американская экономика может уже не пережить), либо сокращение бюджетных расходов (чего уж точно не переживут накануне президентских выборов 2016 г. действующий глава государства и правящая Демократическая партия).

Так или иначе, но призрак дефолта (хотя бы и скрытого, «технического») в США становится все более материальным, что и повышает риск использования действующим руководством страны именно «экстраординарных» методов для удержания власти. При этом мысль повысить свою популярность путём развязывания очередной маленькой (пусть даже и не слишком победоносной) войны становится для американских демократов всё более соблазнительной — тем более что их политические противники — республиканцы при вынужденных пересмотрах потолка госдолга уже привычно требуют именно снижения расходов казны за счёт уменьшения выплат участникам боевых действий.

Именно подготовкой почвы для принятия комплекса экстраординарных мер, рассчитанных на поддержку «партии войны» на Капитолийском холме, и можно объяснить недавний (24 марта) призыв конгресса к президенту Б. Обаме начать поставки летального оружия на Украину. Уж больно своевременным и логичным представляется реализация мысли пополнить доходы бюджета (и карман американских монополий ВПК) за счёт наращивания военных заказов.

Впрочем, в отношении легких вооружений для «защиты демократии» на Украине речь, по-видимому, идёт лишь об узаконивании уже сложившегося статус-кво. Действительно, уже привычные поставки т.н. нелетального оборудования вроде тепловизоров, снайперских прицелов и т.п. имеют реальный смысл лишь при возможности установки их на стрелковое оружие определённых образцов, ограниченных заложенными в них конструктивными особенностями.

Таким образом, вероятность дефолта территории с внешним управлением (которую сегодня и представляет Украина) ещё крепче связывается с суверенными рисками самих США, которые пытаются отсрочить собственный дефолт, в первую очередь — за счет прямых и опосредованных дивидендов от эскалации военных конфликтов в точках своих «жизненных» интересов.