Представленный широкой публике традиционный Ежегодник Полиции безопасности Эстонии КаПо за 2014 год стал очередным удручающим примером превалирования ярких художественных фантазий, собственных убеждений и веры его составителей над сухими фактами и элементарной логикой

Читать подобный литературный опус довольно скучно, так его основной посыл и идейная задача известны задолго до открытия брошюры на первой странице: антироссийская публицистика. Исходя из сверхзадачи, писатели в погонах и подгоняют под свои выводы любой мало-мальски связанный с этим событийный ряд и выдают чёрное за белое, а правду за ложь. Увы, самой главной пострадавшей в этой «писательщине» остаётся логика.

Называя Россию главным врагом Эстонии, КаПо выдаёт себя с головой: все годы публикации географическое направление ежегодников КаПо не меняется, хотя за все эти десятилетия Россия менялась не только экономически, но и политически: как налаживала тесные связи с Эстонией, так и вступала с нею в острую конфронтацию. Россия виновата всегда — логика, свойственная скорее не спецслужбам, а обидчивой кумушке.

«Злым проискам» России (о которых та даже и не догадывается) посвящена первая же глава «Защита конституционного строя», а власть в соседней стране названа КаПо не иначе как «русский неоимпериалистический проект». Никаких доказательств заявленному не приводится — читатель должен принять это как свершившийся факт. Как ранее в больных фантазиях эстонских СМИ, так и в Ежегоднике КаПо говорится о «сепаратистских целях» Кремля в отношение северо-востока страны, заселённого русским населением. Не приводится ни одного факта о работе агентуры РФ по подготовке такого «отделения территорий», о повышении активности российских спецслужб или НКО в данном регионе или иных прямых/косвенных признаках таких намерений, зато сказано, что «аннексия Крыма» является второй… после России внешней угрозой Эстонии. То, что между Крымом и северо-востоком Эстонии (включая Нарву) нет ничего общего в современном политическом и военном плане (не говоря уже об истории и географии), составителей КаПо не волнует.

В Ежегоднике его авторы отмечают, сами себе противореча, что тему сепаратизма больше «искали в Эстонии» многочисленные зарубежные журналисты, чем она существует в реальности. Любопытно, что в серьёзности намерений КаПо отказывает даже немногочисленным сайтам и заявлениям на тему «сепаратизма русских территорий Эстонии» в самой Эстонии, утверждая, что «у сайтов с сепаратистскими призывами нет реального наполнения и широкой поддержки». Поневоле предположишь, что если тема сепаратизма не имеет широкой поддержки и не имеет реального наполнения, то не высосана ли она из пальца сочинителями Ежегодника, чтобы «казалось весомее»?

На месте КаПо стоило бы озаботиться — и серьезно — активизацией на самой границе с Россией американских войск. То, что воинские подразделения США прописались в Эстонии, является самой большой и реальной угрозой её национальной безопасности: ведь в случае конфликта Прибалтика окажется на передовом рубеже огненного смерча именно благодаря «коллегам по НАТО», которые своим появлением не просто милитаризировали регион, но и вызвали вполне естественное беспокойство россиян (ведь теперь аэродром НАТО в Эмари под Таллином гарантирует подлёт американских бомбардировщиков к Санкт-Петербургу за пять минут).

Если бы КаПо думало о национальной безопасности своей страны, то оно бы лучше задало вопросы министерству обороны: а что делали в марте — мае в Киеве эстонские специалисты Киберцентра НАТО? Спросило бы министерство иностранных дел: почему его сотрудники и политики страны активно курсируют по маршруту Таллин — Киев? Спросило бы у НКО «Свободная Украина»: на каком основании те собирают вполне конкретную помощь неонацистским батальонам нового Киева — шлемы, бронежилеты, приборы ночного видения и наведения, военную экипировку, медсредства? Получается, что с разрешения официального Таллина граждане Эстонии напрямую участвуют в гражданской войне. В чужой стране.

И если КаПо так беспокоит «аннексия Крыма» (событие за тысячи км от Эстонии), то, может, стоило задаться более честным вопросом: а не способствовал ли ей вооруженный незаконный переворот в Киеве в феврале 2014-го? Очевидно, что именно это стало первопричиной всего, что сейчас так беспокоит всю Европу. Ситуация на Украине весь 2014 год вызывала куда большее беспокойство у мировой общественности, чем спокойная жизнь в Крыму после референдума 16 марта 2014 года. Стреляли и убивали своих граждан военные подразделения и неонацистские формирования Киева, а не «российский неоимпериалистический проект», миллионы беженцев, пораженных в своих политических, гражданских и общечеловеческих правах, — это следствие не Крыма, а госпереворота в Киеве.

Если не ставить телегу впереди лошади, то тогда вся логика Ежегодника КаПо летит в тартарары. А поддержка официальным Таллином захвативших укровласть временщиков — это и есть прямая угроза нацбезопасности Эстонии, которая через Украину втягивается во всё расширяющуюся воронку событий и решений, ошибочность которых видна всем. Антироссийская активность эстонских политиков привела к серьёзным нагрузкам на бюджет — повышение военных расходов и содержание оккупационных подразделений НАТО И США на своей территории. Участие в антироссийских санкциях привело к многомиллионным потерям собственной экономики. Глупые и пафосные антироссийские речи настроили против страны миллионы россиян и русских людей мира — падение туризма стало ответом на эти публичные действия эстонских элит. Разве не это должно беспокоить спецслужбы страны, ищущие тех, кто подрывает экономическую и политическую мощь страны?

Странно, что, допуская свободу слова в отношении любого антироссийского оратора-провокатора в своей стране, КаПо встает грудью на «защиту информационного пространства», когда речь заходит о пророссийской информации. Именно поэтому ни слова не сказано об открытом существовании в Эстонии различных международных фондов и НКО, пропагандирующих милитаризм и мессианство НАТО и новую «свободную» Украину, но одна-единственная организация «Импрессум», которая редко, но организует приезд в Таллин интересных для местной публики общественных деятелей России и Европы, подвергнута в Ежегоднике (и уже не первый год подряд) остракизму и шельмованию. Причина: пророссийские и антинатовские ораторы. Свобода слова, по мнению Ежегодника КаПо, может быть только односторонней.

Радует, что в Ежегоднике отсутствует бесконечно муссировавшаяся тема «виновности» защитников русского образования в Эстонии. Загадочным образом исчезли фамилии постоянных «врагов народа» Яны Тоом и Михаила Кылварта. В КаПо это объясняют тем, что тема защиты русского образования в Эстонии «потеряла актуальность». Стоит напомнить забывчивым составителям Ежегодника, что именно в 2014 году НКО «Русская школа Эстонии» напрямую общалась с министром образования (впервые публично признавшим данную проблему — удар по репутации официального Таллина) и передала ему все свои предложения по сохранению родного образования, в различных международных организациях были представлены критические для Эстонии обзоры, составленные теми самими «врагами народа», а финансирование зарубежного образования на русском языке и центров изучения русского языка и культуры напрямую из Москвы удвоилось. Русские школы продолжают судиться с Минобразования, заявлена схема муниципальных школ на русском языке, в Россию стали куда интенсивнее, чем раньше, ездить на повышение квалификации учителя русского языка и так далее. Но КаПо все эти факты… не заметило. Или не захотело замечать?

Объяснение может быть самое простое: трусость КаПо. Она с удовольствием шельмует и объявляет «врагами народа» тех, кто боится постоять за себя. Яна Тоом и Михаил Кылварт судились с КаПо, требуя опровергнуть лживые обвинения. И победили (с оговорками, конечно). Обжегшись на «сопротивленцах», КаПо решила с ними больше не связываться: себе дороже.

Это ли не единственный выход для новых/старых героев Ежегодника — подать в суд на «писателей в погонах»? Так как они явно не выполняют своей прямой обязанности по защите гражданского и политического мира в стране, зато делают всё, чтобы угли внутреннего межнационального конфликта, взаимной неприязни двух соседних государств и вероятности большой войны на континенте не гасли и раздувались сильнее…