Скрытые структуры с намеренно неопределенными функциями анализировать сложнее, чем агентства с детально прописанными полномочиями и ответственностью. Поэтому значительная часть литературы, посвященная подобным структурам, заполнена домыслами. В то же время недавно в США вышло несколько серьезных, документированных исследований о невидимой части айсберга военно-разведывательно-финансового комплекса США (ВРФК): «National Security and Double Government» Michael J. Glennon (2014 г.); «Lords of Secrecy: The National Security Elite and America's Stealth Warfare» ScottHorton (2015 г.) и «Shadow Government: Surveillance, Secret Wars, and a Global Security State in a Single-Superpower World» Tom Engelhardt (2014 г.).

Даже специалисты, зачастую, не относят Секретную службу США (USSS) к ВРФК. Агентство подчинено Министерству внутренней безопасности, а до 2003 г. было подведомственно Министерству финансов США. Полагают, что главная задача USSS — охранять президентов, вице-президентов, их семьи, высокопоставленных чиновников и т.п. Т.е., что USSS выполняет примерно те же функции, что российская ФСО и другие аналогичные службы различных государств. Однако если открыть документацию USSS, обнаружится нечто неожиданное. Основная задача USSS — предотвращение подделки американских денег, долговых обязательств, прочих ценных документов. Наряду с охранными функциями VIP-клиентов, Секретная служба имеет полномочия заниматься расследованиями особо крупных финансовых махинаций и внутренних преступлений, требующих доступа к секретным и конфиденциальным документам. Достаточно подробный, свободный от спекуляций,анализ USSS можно найти в книгах «In the President's Secret Service: Behind the Scenes with Agents in the Line of Fire and the Presidents They Protect» Ronald Kessler и «The Secret Service: The Hidden History of an Enigmatic Agency» Philip H. Melanson.

История зафиксировала немало случаев прямого задействования USSS в тайных активных финансово-экономических операциях, направленных против определенных элитных групп, в том числе в зарубежных странах, и даже против целых государств. Не пренебрегали возможностями проведения тайных финансово-экономических операций и американские президенты. Например, в книге «The King of Oil:The Secret Lives of Marc Rich» Daniel Ammann подробно рассказано о том, как, базируясь на информации, собранной USSS, Б.Клинтон в последний день своего президентства, помиловал, избавив от законодательного преследования, крупнейшего нефтяного магната М.Рича. Марк Рич за уклонение от уплаты налогов, а также многократные нарушения режима санкций был приговорен к 325 годам тюремного заключения и многомиллионному штрафу. Помилование не прошло бесследно. Бывшая жена Рича — Денис сделала три добровольных пожертвования Демократической партии в общей сложности на сумму около 1 млн.долларов, в том числе она спонсировала предвыборную кампанию Х.Клинтон и внесла солидный взнос на создание президентской библиотеки Б.Клинтона.

Одной из самых оберегаемых тайн разведывательного сообщества США является участие в ВРФК АНБ, или Агентства, Которого Нет (NSA). До разоблачений Сноудена главным источником информации об АНБ были книги Д.Бэмфорда. Однако ни в одной из них об Агентстве нельзя найти ни строчки об участии АНБ в ВРФК. Первые документальные свидетельства об этом были получены в результате разоблачений Э.Сноудена. При этом ни The Guardian, ни The Washington Post, получившие за разоблачения Э.Сноудена Пулитцеровскую премию 2014 года, ни словом не обмолвились об участии АНБ в ВРФК. Подробные материалы на этот счет были опубликованы лишь немецким журналом Der Spiegel в серии «Цифровые вооружения Америки: АНБ готовится к будущим войнам», подготовленным Лаурой Пойтрас и другими журналистов.

Эти материалы постарались не заметить в Америке и не допустить в медийное пространство других стран мира. Из опубликованных документов выяснилось, что в структуре АНБ действует отдельное мощное подразделение мониторинга и анализа финансовых потоков (MAFF). Опубликованные секретные документы показывают, что по состоянию на 2011 г. финансовая база данных АНБ Tracfin содержала данные о банковских переводах, операциях с кредитными картами и иных финансовых транзакциях, осуществленных 180 млн. объектами, т.е. физическими и юридическими лицами. По оценкам экспертов, к 2017 г. база охватит всех доступных для идентификации физических и юридических лиц, интересующих политическое руководство, разведывательное сообщество и финансовую элиту Америки.

Наиболее политически взрывоопасными являются сведения о тайном доступе АНБ к глобальной системе банковских транзакций SWIFT. С начала века АНБ занималось перехватом трафика путем подключения к оптоволоконным линиям SWIFT, а также прямым перехватом трафика на основе имеющихся доступов к протоколам передачи данных и криптографическим ключам шифрования.

АНБ много лет пыталось получить санкционированный доступ к SWIFT. Это удалось лишь в 2010 г. После разоблачений Э.Сноудена санкционированный доступ АНБ к SWIFT был существенно ограничен. Однако сделать из яичницы яйцо не получилось. Разместив однажды в SWIFT шпионские программы, АНБ, по мнению компетентных специалистов, продолжает получать все необходимые данные относительно транзакций, передаваемых по SWIFT, как непосредственно из системы, так и из банков, в нее входящих. Согласно документам Сноудена, АНБ способно перехватывать информацию у 8 тысяч крупнейших банков по всему миру.

У АНБ имеется специальная программа Dishfire, позволяющая собирать информацию о транзакциях по кредитным картам из 70 основных банков-эмитентов и банков-держателей основных корреспондентских счетов по кредитным картам. Агентство имеет глубокие знания о процессинге кредитных карт, в первую очередь AmericanExpress, Visa и MasterCard.Практически полная картина мировых финансовых транзакций создает опасность осуществления негласного контроля физических и юридических лиц, их партнеров, клиентов, контрагентов по всему миру, включая врагов и конкурентов США. Она позволяет отслеживать их деятельность практически в режиме реального времени, быть в курсе передвижений, получать полную информацию об имеющихся у них проблемах, конфликтах, трудностях.

Широко известно, что у истоков сети TOR, облюбованную криминалом, хакерами, хактивистами и т.п. стояла военно-морская разведка США. Несколько лет серьезные специалисты-криптографы упорно связывают появление биткойна и других криптовалют с деятельностью АНБ, опираясь в своих выводах на несколько публикаций 90-х годов прошлого века. Наконец, не является секретом, что многие компании — производители программного обеспечения для мобильных платежей, заменяющих привычные кредитные карты, финансируются из венчурных фондов, прямо или косвенно связанных с разведывательным сообществом США и входящих в орбиту ВРФК.

В газете The Washington Post от 30.08.2013 г. опубликованы секретные документы, предоставленные Э.Сноуденом, относительно «черного бюджета» разведывательного сообщества США. В них, в частности имеется информация, что сотни тысяч компьютеров и серверов банковских и других финансовых институтов по всей планете намеренно заражены АНБ «секретными имплантатами» — вредоносным кодом, способным выполнять как разведывательные, так и боевые разрушительные задачи или перехватывать системы управления банками, финансовыми компаниями и т.п. В этой связи не будет преувеличением вывод, что АНБ продолжает вести необъявленную финансово-экономическую войну против мировой финансовой системы.

Пока речь шла о федеральных агентствах, прямо подотчетных президенту США и входящих в разведывательное сообщество Америки. В следующем материале, продолжая анализ невидимой части айсберга ВРФК, будет подробно рассмотрена еще более любопытная тема — независимые федеральные агентства, над которыми полного контроля президент США по закону не имеет.