ЦДУМ обратилось к руководству Чувашской Республики, органам юстиции и охраны правопорядка

Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ), офис которого базируется в Уфе, опубликовало на своем официальном сайте информацию о том, что в мусульманской общине Чувашии произошел раскол, в основе которого лежат угрозы и насилие, передает корреспондент ИА REGNUM.

Согласно публикации, 21 апреля 2015 года был избит 57-летний имам мечети деревни Долгий остров Батыревского района Чувашии Рахимулла Ибетов. По словам Ибетова, ему раньше уже угрожали за то, что он пытался перевести свой приход в прямое юридическое подчинение ЦДУМ. Такое решение было принято на собрании прихожан еще 1 августа 2014 года, после чего документы были поданы в Управление Минюста РФ по Чувашской Республике. Оттуда попросили получить согласование в Духовном управлении мусульман Чувашской Республики (председатель — Альбир Крганов), к которому до этого юридически подчинялся приход этой мечети. Ибетов написал в ДУМ ЧР о своем желании выйти из их подчинения и напрямую подчиниться ЦДУМ во главе с верховным муфтием России Талгатом Таджуддином. Это, как полагают в ЦДУМ, вызвало резкое неприятие в чувашском муфтияте, а Ибетов стал получать угрозы, в итоге был избит и оказался на больничной койке. ЦДУМ открыто обратилось к органам власти Чувашии, обвинив ДУМ ЧР в раскольнической деятельности «по разрушению единства мусульман», добавив, что «создание в нарушение решения Президиума ЦДУМ России, указов Председателя ЦДУМ России Верховного муфтия и устава ЦДУМ России независимого так называемого „московского муфтията“ является очередным ярким тому подтверждением».

Прокомментировал эту ситуацию ИА REGNUM известный российский исламовед, эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов.

«Противостояние между верховным муфтием России, председателем ЦДУМ Талгатом Таджуддином и муфтием Чувашии Альбиром Кргановым началось три года назад, когда на IX съезде ЦДУМ 13 октября 2012 года в Уфе Крганов был смещен с поста заместителя председателя ЦДУМ. До этого в течение многих лет с 2005 года Крганов был одним из заместителей Талгата Таджуддина. Тогда начали ходить слухи, что, возможно, Талгата-хазрата на его посту сменит Крганов, более амбициозный и быстро завоевывающий известность на федеральном уровне, поскольку с 2010 года является председателем ДУМ г.Москвы и Центрального региона — московского муфтията, который был создан ЦДУМ. Находясь в Москве, Крганов установил многочисленные связи с высокопоставленными чиновниками, его воспринимали как „человека Талгата Таджуддина“ (далеко не всем на федеральном уровне нравится другой московский муфтий Равиль Гайнутдин), его часто стали приглашать на федеральные телеканалы, то есть он становился весьма известным. При этом он не ушел с поста председателя ДУМ Чувашской Республики, занимая одновременно посты муфтия Москвы и муфтия Чувашии. Таджуддину стало известно, что Крганов перерегистрировал устав московского муфтията, согласно которому теперь ДУМ г.Москвы и Центрального региона никак не подчиняется ЦДУМ, то есть образовался самостоятельный муфтият.

У Таджуддина уже был похожий пример „предательства“. Это был Равиль Гайнутдин, его ученик, также находившийся в Москве, который с начала 1990-х годов постоянно имея контакты и с зарубежными посольствами и просто находясь физически ближе к федеральным госструктурам, решил объявить независимость от Талгата Таджуддина, создав Духовное управление мусульман Европейской России (ДУМЕР), а затем объединив других раскольников — ДУМ Башкортостана, ДУМ Татарстана (правда, в 2011 году татарстанский муфтият „ушел“ от Гайнутдина и стал полностью независимым), ДУМ Саратовской области, ДУМ Азиатской части России — в Совет муфтиев России. Другие муфтияты в регионах остались верны Талгату Таджуддину и входят в подчинение ЦДУМ. Соответственно, у Талгата Таджуддина возникло ощущение, что его другой ученик Альбир Крганов в Москве планирует пойти по стопам Равиля Гайнутдина. И основания для этого, повторюсь, были: Крганов московский муфтият перерегистрировал как независимый от ЦДУМ.

Амбициозность Крганова пугала Таджуддина, тем более что активно муссировались слухи о том, что после смерти Таджуддина его преемником станет Крганов. А не его сын Мухаммад Таджуддин, которому он намеревается передать свою духовную империю. И такие примеры есть, когда муфтий передает свой пост своему сыну: это произошло в Самаре, Санкт-Петербурге и Пензе.

Поэтому для начала Таджуддин решил „убрать“ Крганова с поста муфтия Чувашии. ДУМ ЧР юридически входит в состав ЦДУМ, и вопрос мог бы быть решен без особых проволочек. Однако все руководство чувашского муфтията на стороне Крганова, как, впрочем, и светские власти Чувашии, которых очень устраивает Альбир-хазрат. В итоге в ДУМ ЧР не поддержали Таджуддина и продолжают считать Крганова региональным муфтием.

Тогда Талгат-хазрат решил пойти другим способом: начать переманивать по отдельности имамов Чувашии, чтобы они юридически перерегистрировали свои приходы, выходя из подчинения ДУМ ЧР и напрямую переходя в юрисдикцию ЦДУМ. Законодательство подобное позволяет. Естественно, что такое бегство имамов крайне не нравится Крганову и руководству ДУМ ЧР, и они пытаются, как могут, воспрепятствовать этому, чтобы всех удержать в своем правовом подчинении. Я никого конкретно не хочу обвинять в случившемся (это может сделать только суд), но, по-видимому, печальный случай с Рахимуллой Ибетовым — это попытка остановить бегство чувашских имамов в ЦДУМ. Мы сейчас наблюдаем передел власти в мусульманской умме Чувашии».