В 2010 г. газета Washington Post опубликовала серию сенсационных репортажей «TopSecretAmerica». Из них мир впервые узнали о сверхсекретной Америке: огромной запутанной, скрытой от посторонних глаз сети государственных учреждений, частных компаний, исследовательских институтов и т.п., занятых разведкой и спецоперациями. Выяснилось, что в разведывательный комплекс США входят более 1300 государственных организаций и частных компаний, занимающихся национальной безопасностью.

Данные этого расследования были значительно дополнены разоблачениями Э. Сноудена. Выяснилось, что на частных подрядчиков в 2013 г. приходилось не менее половины средств, расходуемых на национальную безопасность. Всего же, по данным одного из наиболее авторитетных электронных ресурсов Defenseone.com, на национальную безопасность США тратят ежегодно более 1 трлн долларов.

В Америке стираются границы между государственными и частными структурами, занятыми разведкой и национальной безопасностью. Все большая часть функций, традиционно выполняемых государственными структурами: министерствами, агентствами, службами, переходят к различного рода частным организациям — от корпораций до «думающих танков», от ЧВК до НКО. Этот курс закреплен в «Стратегии национальной безопасности — 2015». Более того, в Соединенных Штатах происходит стирание границ между военно-промышленным комплексом и гражданской экономикой. Согласно Третьей стратегической оборонной инициативе и выступлению министра обороны США Э. Картера в Силиконовой долине, любая американская компания может рассматриваться как потенциальная или действующая составная часть системы национальной безопасности. Можно сказать больше: в современном мире нет больше отдельно гражданских и военных технологий. Любая высокая технология имеет даже не двойное, а тройное назначение: гражданское, военное и криминальное.

Тенденции сращивания государственных и частных структур, объединения мирных и военных технологий, снижения уровня общественного контроля за структурами разведки и национальной безопасности в Военно-разведывательно-финансовом комплексе США (ВРФК) проявляются сильнее, интенсивнее и отчетливее, чем в любом другом контуре, призванном обеспечить американское глобальное доминирование в мире. Книги Дж. Рикардса, бывшего советника руководителей ЦРУ и Директора национальной разведки по финансовым угрозам и асимметричным конфликтам «Currency Wars:The Making of the Next Global Crisis», «The Death of Money: The Coming Collapse of the International Monetary System» и «The big drop» описывают военные игры, проводившиеся Пентагоном, ЦРУ и Министерством энергетики США с участием топ-менеджеров крупнейших банков и инвестиционных компании Уолл-стрит.

На ежегодных играх отрабатывались оборонительные и наступательные действия на различных финансовых рынках — валютных, фондовых, товарных, включая рынки нефти, золота, металлов и т.п. Крупномасштабные военные игры обеспечивали информационные подразделения АНБ, в них была задействована суперкомпьютерная сеть Министерства энергетики, информационные агентства типа Bloomberg т.п. Фактически игры имитировали финансово-экономические войны между США, Великобританией, ЕС, Россией, Китаем, а также между коалициями различного состава. Имитировались и острые конфликты, в рамках которых государства противоборствовали с надгосударственными структурами и неопознанными финансово-террористическими сетями.

Материалы книг, подтверждаемые немногочисленными, но подробно документированными, научными публикациями, свидетельствуют, что крупнейшие банки и компании по управления активами Уолл-стрит являются неотъемлемым контуром ВРФК. Ключевую роль в ВРФК играют банки-маркетмейкеры. Это известные всем Goldman Sachs, Bank of America, JPMorgan Chase, Morgan Stanley, Wells Fargo, City Group и Bank of New York Mellon. «Большая семерка», по сути, контролирует значительную часть международных финансовых и товарных рынков, определяет их динамику. В книге «13 банков, которые правят миром» С. Джонсона и Д. Квака с блистательным предисловием В. Геращенко убедительно показано, что, по сути, эти банки вместе с ФРС уничтожили свободные рынки как таковые и превратили их в инструмент управления, господства и изъятия денег у различного рода институциональных и частных инвесторов. Много инсайдерской информации на этот счет содержится в книге «The Great Deformation: The Corruption of Capitalism in America» Д. Стокмана, в прошлом одного из высокопоставленных американских чиновников, основателя крупнейшей инвестиционной компании Black Stone и известного экономического аналитика.

Большая семерка является основным получателем практически бессрочных и бесплатных ресурсов от ФРС. В период наиболее острой фазы кризиса в 2008-2009 гг. эти и подобные им банки получили от ФРС на беспроцентной и, по сути, бессрочной основе, по данным агентства Bloomberg, от 2 до 3 трлн долларов. Не просто господствуя, а формируя валютные и товарные рынки, пользуясь неограниченными финансовыми ресурсами ФРС, семерка банков представляет собой главную публичную силу Соединенных Штатов в финансово-экономических войнах.

Однако за спиной всем известных уолл-стритских банков стоят еще более мощные и бесконтрольные структуры. Это — компании по управлению активами. Крупнейшая и наиболее загадочная из них — корпорация Black Rock во главе с Ларри Финком. В настоящее время под ее управлением находятся активы — в подавляющей части акции компаний — на сумму более 4,5 трлн долларов США. Чтобы оценить масштабы господства, можно привести лишь одну цифру — капитализация компаний, включаемых в индекс S&P 500, составляет чуть более 36,5 трлн долларов, т.е. Black Rock контролирует немалую часть корпоративной Америки.

В состав ВРФК входят и другие подобные монстры. К ним относятся, прежде всего, State Street Global, Vanguard Group, Fidelity Investments, Capital Group и Prudential Financial и т.п. Однако конкуренты Black Rock занимаются в основном пассивным инвестированием. Они продают и покупают акции и, как правило, не оказывают решающего влияния на советы директоров и топ-менеджмент компаний, чьими акциями владеют. Кроме того, конкуренты управляют значительно меньшими активами, чем Black Rock. Наконец, Black Rock — это единственная компания, которая не только является крупнейшим владельцем и управляющим активами, но и одновременно располагает мощнейшей платформой алгоритмического трейдинга, самостоятельно присваивает рейтинги компаниям и странам и, что совершенно невероятно, рекомендует правительству США, по каким ценам и какие конкретно активы ему покупать и продавать. По сути, Black Rock, являясь по законодательству публичной торгуемой корпорацией, в каком-то смысле стоит над государством. Более того, многие виды ее деятельности регламентируются специальными секретными документами. Один из наиболее осведомленных в мире людей, бывший председатель ФРС П. Волкер однажды назвал Black Rock самой могущественной финансовой корпорацией в мире.

Как и полагается главной сердцевинной структуре ВРФК, Black Rock существует в режиме абсолютной секретности. Хотя структура владельцев корпорации формально известна, однако детальные исследования позволяют сделать вывод, что в отличие от подавляющего большинства других крупнейших американских финансовых институтов, корпорация принадлежит весьма ограниченной группе лиц. О Black Rock, ее истории, владельцах и деятельности, в отличие от других американских корпораций, не написано ни одной книги, нет ни одного детального расследования.

Кратко очертив основные компоненты и контуры ВРФК, можно переходить к анализу природы финансово-экономических войн. Эти войны как отдельный вид противоборства, включенный в военную доктрину США и некоторых других стран мира, коренным образом отличаются не только от традиционных военных конфликтов, но и от столь популярных сегодня кибер и информационных войн.