Недавно Арсений Яценюк радостно сообщил о том, что частные кредиторы списали Украине 20% госдолга. В связи с этим украинский премьер гордо заявил: «ожидаемый нашими врагами дефолт не состоится». Двадцать процентов вышеупомянутого долга это — $3,6 млрд из общей суммы в $19,3 миллиарда. Если украинскому правительству удастся согласовать аналогичное списание задолжности по гарантированным государством валютным долгам госпредприятий, то общая сумма прощённого долга может составить $3,8 млрд.

politeka.net
Арсений Яценюк.

Таким образом, вместо $19,3 млрд Украине необходимо отдать частным кредиторам $15,7 млрд. Естественно, что при виде подобных цифр у украинского премьера возникло сильное головокружение от успеха, а украинская пресса начала дружно скандировать: «Пэрэмога!» Но так ли это? Думаю, победные реляции Кабмина стоит проверить с калькулятором в руках. Ведь, имея дело с мошенниками, необходимо всё просчитывать до копейки.

Отметим тот факт, что Яценюк старательно игнорирует один небольшой, но очень важный нюанс. Кредиторы согласились простить Украине $3,6 млрд и сдвинуть возвращение кредитов на четыре года с условием того, что украинское государство повысит процентную ставку с 7,22% до 7,75% годовых. На первый взгляд, это выглядит сущим пустяком. Однако последствия этого пустяка стоит посчитать.

Итак, до заключения соглашения с кредиторами Украине необходимо было отдать $19,3 млрд в течение 9 лет (с 2015 по 2023 гг.) и выплатить 7,22% годовых с этой суммы, что составляет $1,4 млрд в год. Таким образом, всего Украине изначально предстояло выплатить по процентам $12,5 млрд. К этому добавляем тело кредита и получаем общую сумму в $31,8 млрд (данная цифра является приблизительной, так как не учитывает постепенное возвращение самого кредита, что будет уменьшать выплаты по процентам).

А теперь посмотрим, сколько необходимо будет выплатить Украине теперь, после заключения вроде как очень выгодного договора с кредиторами. $19,3 млрд общего долга уменьшены до $15,7 млрд. Процентная ставка увеличена до 7,75% годовых. Срок выплаты госдолга продлён до 2027 года. То есть платить надо будет по процентам 13 лет: с 2015 года по 2027. Теперь считаем. В год по процентам государству предстоит отдать $1,2 млрд. За 13 лет набегает сумма в $15,8 млрд. К этому добавляем тело кредита и получаем общую сумму в $31,5 млрд.

Чтобы непосредственно увидеть размер очередной «пэрэмогы», от изначальной общей суммы выплаты в 31.841.140.000 долларов США отнимем новую, которую необходимо выплатить по договору с кредиторами, составляющую 31.517.750.000 долларов США. В итоге получаем 323.390.000 долларов США. Это составляет всего 1,6% от изначальной суммы госдолга! Иначе говоря, частные кредиторы простили Украине 1,6% её госдолга. «Зрада» это или «пэрэмога»?

Могу предположить, что всё-таки «зрада», если учитывать, что на днях международное рейтинговое агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента Украины с «СС» до «С». И это произошло на фоне договоренности украинских властей с частными кредиторами о списании ими так называемых 20% госдолга. Присвоение рейтинга «C», согласно классификации Fitch, говорит о неизбежности дефолта при выполнении долговых обязательств. После «С» (дефолт неизбежен), идёт «RD» (частичный дефолт), а затем — «D» (дефолт).

Fitch считает, что реструктуризация долга Украины означает финансовые убытки кредиторов и неизбежный дефолт. Списание части госдолга приведёт к тому, что рейтинг дефолта эмитента Украины в иностранной валюте будет понижен до уровня «RD», а это говорит о том, что эмитент не произвел своевременные платежи с учетом льготного срока по некоторой, но не всей основной, части обязательств и продолжает проводить выплаты по другим видам обязательств. Проще говоря, это означает, что Украина продолжает отдавать долги МВФ новыми кредитами, а платить всем остальным кредиторам отказывается.

Проблема с украинским долгом усложняется ещё и потому, что упомянутые $19,3 млрд, вокруг которых разгорелись нешуточные страсти, — это не весь госдолг, а лишь его часть — одолженные частными кредиторами Украине, Киеву и украинским госкомпаниям деньги. Кабмин бился аки лев лишь за реструктуризацию этой части. Причём не самой большой. Дело в том, что к началу лета 2015 года украинское государство задолжало всем своим кредиторам $67,7 млрд. Из них $43,5 млрд страна привлекла за рубежом, остальное — на внутреннем рынке. При этом надо учитывать, что списанию категорически не подлежат кредиты МВФ и иных международных финансовых организаций, а также иностранных государств.

По этой причине отказывается участвовать в списании так называемых 20% украинского долга Россия. Ведь она не является частным кредитором, а поэтому украинское правительство не может её ставить на один уровень с Franklin Templeton. При всём желании Киева, с юридической точки зрения это сделать невозможно. Отсюда и заявление министра финансов России Антона Силуанова о том, что Москва не намерена списывать 20% трёхмиллиардного долга Украины по евробондам. Для этого нет никаких оснований. К тому же сейчас, в связи с западными санкциями, падением цен на нефть и новой волной мирового финансового кризиса, Россия сама испытывает трудности из-за нехватки денег. А это означает, что 20 декабря 2015 года Украина будет обязана погасить перед Россией свои облигации на общую сумму в $3 млрд. Если она этого не сделает, сперва её ожидает международный суд и частичный дефолт, а потом рейтинг «D».

Понятное дело, что у украинского государства необходимых денег для погашения своих долгов перед кредиторами нет. И не будет. Это не позволяет сделать экономика страны. Во-первых, Донбасс (наиболее развитая промышленно часть Украины) уже давно не платит налоги в украинскую казну. Во-вторых, на Украине второй год происходит катастрофическое падение производства, сопровождающееся остановкой и закрытием предприятий. Например, в мае 2015 года по сравнению с соответствующим месяцем 2014-го, промышленное производство в Украине снизилось на 20,7%.

Средняя зарплата по стране, в марте текущего года, по данным Госкомстата, упала до 170 долларов в месяц. То есть покупательская способность украинских граждан стала предельно низкой, способной в лучшем случае обеспечить лишь их физическое выживание. Именно поэтому розничная торговля в стране рухнула на 28,6%, оптовая торговля — на 18,3%. Торговые площади простаивают, магазины закрываются, рынки ужимаются, супермаркеты упрощают ассортимент своей продукции, иностранные бренды бегут из Украины.

Индекс инфляции в июле 2015 по сравнению с аналогичным периодом 2014 года составил 155,3%. Гривна только с начала 2014 года обесценилась в 3 раза. И это при том, что на данный момент её официальный курс целенаправленно держится НБУ в заданных МВФ рамках, а купить свободно на Украине иностранную валюту невозможно. Её попросту нет в обменниках.

И, наконец, продолжается обвальное падение украинского ВВП. В первом квартале 2015 года он рухнул на 17,2%, а во втором — на 15%. При этом необходимо учитывать, что государственный бюджет Украины на 2015 год сформирован на прогнозе, в котором падение ВВП — 5,5% при инфляции 26,7% и среднегодовом курсе 21,7 гривен за доллар. Нетрудно заметить, что данный прогноз не соответствует фактам, как бы официальная статистика ни пыталась занизить масштабы экономической катастрофы. Поэтому денег у украинского правительства нет и не будет. По объективным и не зависящим от Кабмина причинам. А это означает, что дефолт Украины — вопрос исключительно ближайшего времени.