В Москве в ночь с 18 на 19 июня были снесены два исторических здания - последний уцелевший флигель усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской, 9/16 и дом купца Феоктистова по Большой Ордынке, 42. Градозащитники уже окрестили эти события "Ночью длинных ковшей". Как ранее сообщалось, сносу первого активно препятствовали активисты Общественного движения "Архнадзор". Им дважды удавалось добиваться приостановки работ - сначала вечером 18 мая, когда они проникли на стройплощадку и заставили строителей заглушить экскаватор, и затем ночью 19-го, когда они были вынуждены встать под фасад, который строители пытались обрушить. Оба раза конфликт удавалось погасить после обещаний строителей прекратить снос. И тем не менее около шести часов утра 19 июня флигель был полностью снесен.

"Работники подрядной организации, ведущий работы на этом объекте, ООО "АСТРОМ-7" сообщили нам, что некое "начальство" велело им приостановить снос до утра, - рассказала ИА REGNUM координатор Общественного движения "Архнадзор" Наталья Самовер. - Мы восприняли это как признак вмешательства со стороны властей Москвы. Дело в том, что усадьба Глебовых-Стрешневых-Шаховских включена в список первоочередных 14 объектов, обоснованность решения по сносу которых мэр поручил проверить Департаменту культурного наследия. Месячный срок, отведенный на проверку, истек, однако о ее результатах объявлено не было, и подрядчик, очевидно, решил идти ва-банк".

"Снос был произведен при помощи экскаватора в нарушение проекта, который предусматривал, что разборка прекрасного фасада в древнерусском стиле, украшенного узорной кирпичной кладкой, должна осуществляться силами специализированной реставрационной организации только вручную, без применения ударного инструмента и с маркировкой каждого кирпича, с тем, чтобы потом воссоздать старый фасад на стене здания-новодела, - продолжила Наталья Самовер. - Но даже собственный проект для строителей, как видно, не указ. Такая поспешность наводит на мысль о том, что подрядчик стремился сделать ситуацию с флигелем необратимой за время отсутствия в Москве мэра Сергея Собянина, сейчас находящегося в Петербурге. Характерно, что он старался в первую очередь уничтожить наиболее художественно и исторически ценную часть здания, построенную в XIX веке. Советская пристройка к флигелю осталась стоять". Напомним, что снос исторических строений усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских производится в рамках реализации строительства на их месте новой сцены для театра "Геликон-опера".

По словам активистов, снос здания производился без перекрытия Калашного переулка, по которому продолжали ездить машины и проходить люди, жизнь которых, таким образом, оказалась под угрозой. Кроме того, ночные работы, сопровождавшиеся шумом и огромным количество пыли, велись несмотря на протесты жильцов соседнего дома, которые жаловались на это сотрудникам полиции.

В ту же ночь около пяти часов также экскаватором был уничтожен дом Феоктистовых - редкий для современной Москвы памятник, небольшой деревянный дом, построенный в первой половине XIX в.

"Если верить информационному щиту, размещенному на ограде, снос осуществила подрядная организация ООО "Ресурсы-Прим" по заказу владельца здания - ООО "Редан-стайл". Цель этих действий - расчистка места под новое строительство, т.е. под сооружение здания для размещения ресторана, вчетверо превышающего по объему уничтоженный дом, - сообщили ИА REGNUM в Общественном движении "Архнадзор". - Ордер на снос этого здания, выданный 3 мая 2011 года, уже 6 мая был приостановлен до получения повторного согласования Департамента культурного наследия Москвы. Тогда на место событий лично выезжал заместитель главы департамента культурного наследия Москвы Николай Ефимов". "Дом Феоктистовых не имел охранного статуса, считаясь рядовым элементом историко-градостроительной среды, но как и усадьба Глебовых-Стрешневых-Шаховских он находился на территории объединенной охранной зоны, - пояснила Наталья Самовер. - Это значит, что новое строительство на месте снесенного здания, по закону, возможно только в режиме регенерации. В мае это положение закона подтвердила Москомархитектура. Тогда главный архитектор города Александр Кузьмин заявил, что градостроительные планы земельных участков (ГПЗУ, базовые градостроительные документы - прим. ИА REGNUM) на новое строительство на исторических территориях будут выдаваться только в габаритах утраченных исторических зданий. То есть построить большое здание вместо снесенного маленького домика не получится. В этом контексте снос дома Феоктистова выглядит бессмысленным вандализмом или сознательным вызовом городской власти. Похоже, что не только крупный бизнес вроде "Капитал Груп" (девелоперская компания, в конце апреля - начале мая 2011 г. осуществившая снос исторического дома Кольбе на Большой Якиманке 15/20), но и мелкие ООО считают возможным демонстрировать новым московским властям свое пренебрежение, и продолжают действовать по-старому, не обращая никакого внимания на риторические пассажи мэрии о сохранении культурного наследия". "То, что, несмотря на множество грозных заявлений на самом высоком уровне, никто не был наказан за снос дома Кольбе на Большой Якиманке, уголовное дело не было возбуждено, и инвестконтракт с компанией не был расторгнут, послужило сигналом для всех остальных застройщиков и подрядчиков: ломайте смело, вам ничего за это не будет, - подчеркнула градозащитница. - Такое впечатление, что для них все еще продолжается эпоха Лужкова".