Две картинки, размещенные в соцсетях, вызвали грандиозный переполох.в Латвии и за ее пределами. На одной из картинок неизвестный автор изобразил герб Латгалии со словами «Латгальская Народная Республика», на другой — карту Латвии, где территория Латгалии была графически выделена. Те, кому всюду мерещатся «вежливые человечки», получили подтверждение своим страхам: сепаратизм на пороге.

Полиция безопасности уже якобы обнаружила «российский след», вопрос собирается рассмотреть комиссия сейма по нацбезопасности.

Два с лишним года назад я предложил провести общественную дисскуссию по вопросу об автономии Латгалии (в составе Латвийской Республики, разумеется, мы ж люди законопослушные…). В декабре 2012 года состоялась довольно представительная научная конференция в Даугавпилсе, где проблема автономии обсуждалась с политической, экономической, правовой и этно-культурной точек зрения. Реакция властей была нервной: накануне конференции против нас, ее организаторов, было возбуждено уголовное дело, в наших квартирах ПБ провела обыски. Дело, к слову, до сих не закрыто, пылится где-то в полицейских сейфах…

Тема на какое-то время заглохла, но возродилась заново после триумфального возвращения Россией Крыма. Причем инициатива ее нового обсуждения исходила не от, условно говоря, «сепаратистов», а от самих латвийских властей. Думаю, у них имелось для этого два побудительных мотива, точнее, их смесь. Во-первых, страх, что Россия, вернув Крым, вспомнит и о своих западных рубежах. А во-вторых, очень хочется усилить конфронтацию между Россией и «старой» Европой. Так что, отчасти это такая наигранная истерика: караул, Путин собирается захватить Даугавпилс и Лудзу, на помощь, свободолюбивый Запад!..

Кое-чего наши правящие, надо признать, добились. Западные СМИ, не отягощая себя серьезным анализом проблемы, просто транслируют точку зрения латышских националистов. Например, австрийская Die Presse в статье об угрозе сепаратизма в Латгалии, умудрилась не заметить существование этноса латгалов (употребляю термин «латгал», а не «латгалец», чтобы не путать этнических латгалов и все население Латгалии в целом). О латгалах в статье ни слова, их как бы нет. Нет народа, нет и проблемы… О русских сказано, что они появились в Латгалии в результате «советской индустриализации». Что является несомненной ложью: как раз именно в Латгалии у русских очень глубокие, досоветские корни. Упомянуто, что на языковом референдуме большинство жителей региона поддержало госстатус для русского языка, но преподнесено это как достижение российской пропаганды…

Общий смысл этой и подобных публикаций сводится к одному: ахтунг, Россия готовится реализовать в Латгалии сценарий «Крым-2» или «Новороссия-2»! При этом ни слова критики в адрес европейского начальства, которое вот уже более двух десятилетий покрывает и поощряет агрессивный латышский национализм. Ничего странного, что русские люди в Латгалии, да и во всей Латвии с надеждой смотрят на Россию.

Несколько моих личных соображений и выводов.

1) Уверен, что большинство жителей Латгалии по-прежнему носит мечту об автономии в своем сердце, как ни высокопарно это звучит. Под «автономией» люди понимают разное, но примерно это выглядит так. Чтобы был свой законодательный орган, чтобы больше денег от транзита поступало в местный бюджет, чтобы русский и латгальский языки имели те же права, что и латышский. Ну и, конечно, чтобы у региона была возможность самостоятельно выстраивать взаимовыгодные экономические отношения с Россией.

2) Латвийские власти никогда по доброй воле автономию региону не предоставят. Официальной идеологией Латвии является этнический национализм, а этнический национализм на государственном уровне и автономия — две вещи несовместные. Целью властей, пусть и несбыточной, является ассимиляция Латгалии, а не закрепление ее культурных особенностей. Достичь автономии можно только путем борьбы.

3) Собственный потенциал сопротивления у жителей Латгалии невысок. В регионе практически не осталось энергичной молодежи. Часть уехала батрачить на Запад, часть переселилась в Россию, кто-то прочно осел в Риге, самые боевые находятся в Новороссии. Конечно, если появится серьезная причина, люди вернутся. Латгальцы, независимо от национальности, очень любят свой «край голубых озер».

4) Этнические латгалы исчезают, ассимилируясь кто в латышей, кто в русских. Если все и дальше пойдет так, как идет, то уже через пять-семь лет они превратятся в музейный этнос.

5) Россия в настоящий момент не имеет каких-либо конкретных планов в отношении Латвии. Это не инсайдерская информация — я далек от коридоров власти, просто очевидность. Антироссийская истерика латвийских властей, как я уже сказал, отчасти наигранная, отчасти вызвана иррациональными страхами.

Такова трезвая оценка ситуации на данный момент. Но все может измениться. Никто сегодня не способен предвидеть, каковы будут последствия экономической войны между Западом и Россией. Одно несомненно: буферные государства, включая Латвию, испытают тяготы этой войны в полной мере. Их ждут острейшие кризисы, в том числе политические. И может, например, возникнуть ситуация, при которой избавление от Латгалии станет для латышских националистов единственной возможностью сохранить власть на территории остальной Латвии.