В Большом дворце Петергофа после реставрации открыли Картинный зал
Москва, 21 марта, 2013, 12:10 — ИА Регнум. В Большом дворце Государственного музея-заповедника "Петергоф" сегодня, 21 марта, после комплексной реставрации открывается Картинный зал со знаменитой "шпалерной" развеской произведений
В Картинном зале все 368 изображений прошли процесс обеспыливания и удаления загрязнений. Выделенные в отдельную группу 100 работ были основательно отреставрированы: произведено утоньшение лака, удаление потемневших тонировок, подведение грунта и живописная реставрация с последующим покрытием лаком. Сотрудники музея в своей работе точно следуют фотографиям и описям, сделанным до реставрации, чтобы все картины оказались строго на своем месте. Для этого заранее прорисовывалось положение отдельных рам и линий общего багета, фиксировалось расположение картин.
В ходе работ в Картинном зале был воссоздан паркет из четырех пород дерева, включая мореный дуб, отсутствовавший в послевоенной реставрации. Восстановлены частично утраченные позолота и резьба, а также отреставрированы некоторые украшающие зал портреты.
Во время
Картинный зал или Кабинет мод и граций занимает центральное место в Большом петергофском дворце. Современный вид зал приобрел в 1764 году, когда по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота он был украшен 368 живописными полотнами кисти итальянского художника Пьетро Ротари. Приехавший в Россию по приглашению императрицы Елизаветы Петровны, Ротари был назначен придворным художником. Он считался большим знатоком костюма и особенно прославился идеализированными портретами молодых женщин и мужчин в национальных одеждах. Обычно моделями художнику служили обычные люди, как правило, прислуга. Ротари был талантливым художником, оказавшим влияние на развитие жанра портрета в русской живописи - среди его учеников А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов и И.П. Аргунов.
"Шпалерная" развеска картин была очень популярна в XVIII столетии. Украшенные таким образом интерьеры есть в Царском селе, Ораниенбауме, в петербургских дворцах и петергофском Эрмитаже. Однако не было случая, чтобы шпалеры были выполнены преимущественно в жанре портрета и составлены из работ только одного художника. В этом плане Картинный зал Большого петергофского дворца не имеет аналогов. В нем представлен целый калейдоскоп загадочных красавиц за различными занятиями. На восточной стене висит портрет молодой девушки в цыганском костюме, написанный таким образом, что в любом месте зала, где бы ни находился зритель, цыганка "водит" за ним пальчиком и кокетливо улыбается. Среди многочисленных женских головок выделяется портрет молодого казака, прислуживавшего в доме Пьетро Ротари, которого художник часто писал.
В XVIII веке были широко распространены trompe-l'oeil (от французского "обман зрения") - иными словами, картины-мистификации. Подобные "обманки" сохранились и в Картинном зале, например, "картина в картине" - изображение холста с загнутыми углами, на котором написан портрет молодой девушки.