Решимость защитить своих детей от духовного насилия, осуществляемого Латвийским государством и готовность пойти в этих целях на любые меры в рамках ненасильственного сопротивления, сегодня 4 декабря, засвидетельствовали участники Республиканского родительского совещания в защиту русских школ - оно прошло в Риге в Доме Москвы. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, на форум, организованный Латвийским комитетом по правам человека (ЛКПЧ), Штабом защиты русских школ (далее просто Штаб) и Объединенным Конгрессом Русской общины Латвии (ОКРОЛ) собралось более 400 человек, представляющих различные города и регионы республики. Участники совещания поручили Штабу созвать в феврале 2005 года II Вселатвийский съезд защитников русских школ, а также начать подготовку общереспубликанской школьной забастовки. Напомним, в Латвии с 1 сентября текущего года, несмотря на массовые акции протеста представителей русской лингвистической общины, стартовала так называемая реформа образования средних школ национальных меньшинств-2004 по переводу обучения в старших классах русских школ в основном на латышский язык обучения. В свою очередь, как уже сообщало ИА REGNUM, основная идея родительского совещания - рассказать правду о проводимой в Латвии школьной реформе, а также решить, как остановить "возведенный в ранг закона произвол властей".

Форум открыл сопредседатель ЛКПЧ, активист Штаба и депутат Рижской думы от политического объединения "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) Геннадий Котов. По его словам, сторонникам русского образования за последний год удалось то, что ранее казалось невозможным - самые массовые акции протеста за последние пятнадцать лет. Речь о прошедшем в марте I Вселатвийском съезде защитников русских школ, последовавшей за ним в середине апреля двухдневной школьной забастовке и Вселатвийской манифестации 1 мая в Риге, собравшей у Монумента освободителям города от немецко-фашистских захватчиков около 50.000 человек. "На все эти акции мы шли как в последний бой, надеясь, что власти отменят реформу, - подчеркнул Г. Котов. - Но вышло иначе и теперь нам нужно настраивать себя не на какой-то кавалерийский прорыв в дамки, а на повседневную кропотливую работу". Одной из главных неудач, постигших Штаб за последние полтора года его деятельности, сопредседатель ЛКПЧ назвал провал школьной забастовки, намеченной на начало сентября, то есть непосредственно в момент вступления реформы в силу. При этом он напомнил, что проигранный бой это еще не поигранное сражение и закончил свое выступление призывом: "Вместе прорвемся, а врозь пропадаем!" Шокирующие цифры официальной статистики привел доктор педагогики Валерий Бухвалов: 30% 20-летних жителей Латвии в настоящее время не имеют среднего образования, 19% молодежи обычно бросают школу, не завершая обучения, более 15.000 детей по разным причинам вообще не учатся, предпочитая учебным заведениям улицу. Как подчеркнул ученый, это только официальные данные, мол, на самом деле положение наверняка гораздо хуже. По словам В. Бухвалова, еще в прошлом учебном году 2.300 учащихся русских школ закончили 9-й класс с "волчьим билетом", то есть практически без аттестата, а три четверти выпускников основной школы и половина средней - троечники. В плане возможных протестных акций доктор педагогики предложил использовать опыт блокады административных зданий украинской оппозицией, чем вызвал бурные аплодисменты зала.

Обучение по-латышски: на основе узнавания или угадывания

Помимо обобщения статистики активисты Штаба с момента начала реформы провели анкетирование родителей и учащихся более 30 школ, о результатах которого рассказал один из родителей Андрей Матичин. Так, вместо обусловленной Законом об образовании пропорции преподавания в виде 60% на латышском языке и 40% - на родном, во многих русских школах на латышском приходится учить больше, чем положено по реформе. Кроме того, в ряде случаев для уроков на русском языке раздавались латышские учебники, а 56% родителей отметили снижение успеваемости своих детей. Причем, по словам А. Матичина, зачастую оценивается знание учащимися не предмета, а государственного языка. Между тем, выступавшие были единодушны: истинная цель проводимой реформы - не хорошее овладение русскими школьниками латышским языком, а ликвидация образования на русском. Показательный пример привела педагог Наталия Шкестере. Она рассказала об уроке истории в десятом классе на латышском языке, в ходе которого учащимся был выдан список латышских слов и предложено найти в конкретном параграфе учебника знакомые или похожие по смыслу слова и выражения. "Обучение происходит на основе узнавания или угадывания, - заметила педагог. - Не дело, когда физик, историк или математик обучают латышскому языку, а инспекторскими комиссиями в качестве критерия оценки урока учитывается, сколько раз на нем прозвучала русская речь". Но и это еще не предел возможностей реформы. Так, активист Штаба и депутат Сейма от ЗаПЧЕЛ Владимир Бузаев напомнил, что еще недавно правые парламентские фракции проголосовали во втором чтении за поправки к закону, предусматривающие процентное соотношение преподавания в 90% на латышском языке и 10% - на родном. По его словам, только массовые акции протеста школьников не позволили принять это новшество в третьем чтении. В. Бузаев также напомнил о приближающихся муниципальных выборах марта будущего года, в результате которых ЗаПЧЕЛ, на его взгляд, может попасть в правящую коалицию в ряде городов республики. Как заметил депутат, самоуправления не в праве непосредственно повлиять на закон, но в их компетенции кадры учебных заведений, мол, вполне реально вынесение вердикта о профессиональном несоответствии директорам русских школ, которые выполняют Закон об образовании больше, чем следует. "Надеюсь, сегодняшний день будет концом нашей обороны и началом широкомасштабного наступления", - добавил В. Бузаев. Другой активист Штаба - Юрий Петропавловский, являющийся помощником депутата Европарламента от ЗаПЧЕЛ Татьяны Жданок, сообщил об открытии филиала и "западного фронта" Штаба в Брюсселе. По его словам, уже три делегации активистов Штаба по приглашению Т. Жданок побывали в Брюсселе, где встречались с руководителями ЕС различного уровня. Планируется, что эта практика продолжится и в будущем году.

Резолюция и обращение к родителям

После двух часов работы родительское совещание приняло резолюцию и обращение к родителям. "Нам ясно, что цель "реформы" - не общественная интеграция, а превращение нашего традиционного мультикультурного общества в "латышскую Латвию" и вырождение русской культуры, - говорится в резолюции. - "Реформа" ведет не только к утрате национальной идентичности, но и к падению образовательного уровня наших детей, к снижению их конкурентно способности на рынке труда". В документе отмечается, что власти демонстративно игнорируют волеизъявление главного заказчика образования - родителей-налогоплательщиков, так как по воле государства почти половина населения страны оказалась лишена естественного права родителей определять судьбу своих детей. "В условиях отсутствия диалога государства с русской культурно-языковой общиной единственно верным способом защиты настоящего и будущего наших детей является продолжение принявшего в первой половине года небывалый размах организованного сопротивления насильственной латышизации, - отмечается в резолюции. - Мы заявляем о готовности принять любые необходимые меры в рамках ненасильственного сопротивления для защиты наших детей, и призываем присоединиться к нам всех родителей". Одна из ближайших целей, обозначенных в резолюции - развертывание сети комитетов защиты школ и проведения мониторинга и противодействия осуществлению реформы-2004. В том числе: "Использование русского языка везде, где это диктуется здравым смыслом, внедрение в основной школе образовательных программ, предусматривающих минимальное использование латышского языка, как средства обучения, увеличение числа часов и качества обучения собственно латышскому языку". Другая цель - созыв в феврале 2005 года II Вселатвийского съезда защитников русских школ, который должен будет подтвердить принятые ранее требования к правительству по изменению законодательства в области образования, а также принять план массовых акций ненасильственного сопротивления и образец образовательной программы для основной школы. Кроме того, съезд должен будет подтвердить полномочия переговорной группы для ведения диалога с правительством и международными правозащитными организациями, которая была избрана еще I Вселатвийским съездом. В свою очередь до его проведения координацию развертывания сети школьных комитетов, планирование и осуществление акций ненасильственного сопротивления, включая подготовку школьной забастовки, совещание поручило Штабу защиты русских школ. В резолюции отмечается, что в интересах всего народа Латвии незамедлительная и безоговорочная ратификация республикой Рамочной конвенции о защите прав национальных меньшинств с приведением законодательства об образовании в состояние на момент подписания Конвенции. Напомним, Латвия ее подписала в 1995 году, то есть еще до принятия нынешнего варианта Закона об образовании. И в заключение еще одна цитата из обращения к родителям: "Только всеобщая забастовка может вынудить власти пойти на отмену "реформы", а европейские структуры на проявление адекватной и недвусмысленной реакции. Власти боятся забастовки. Перед ее угрозой 1 сентября они мобилизовали все свои ресурсы и прибегли к испытанному способу - лжи о возможном принятии Закона о школах национальных меньшинств. Больше им нас не обмануть!"