В ближайшее время аборты могут вывести из системы ОМС. Депутаты Госдумы обсуждают положения законопроекта, который запрещает финансировать искусственное прерывание беременности (как страхового случая) за счет бюджетных средств. Законопроект может быть принят в весеннюю сессию.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая в Госдуме на III Рождественских парламентских встречах, заявил о том, что считает морально оправданным исключение операций по искусственному прерыванию беременности из системы обязательного медицинского страхования, которая поддерживается за счет налогоплательщиков, в том числе тех, которые категорически не приемлют аборты. В то же время Патриарх Кирилл добавил: «Государство может вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи лишь в самых крайних случаях, когда физическому и нравственному здоровью ребенка угрожает доказанная опасность».

Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя корреспонденту ИА REGNUM точку зрения РПЦ на запрет бесплатных абортов, назвал логику, отказывающую нерожденному ребенку в праве на жизнь, — «перевернутой». «Для любого православного человека ценность плода ровно такова, как и ценность взрослого человека. Поэтому все аргументы о том, что экономические интересы, удобство, комфорт выше ценности зачатого человека — это такие же аргументы, как оправдание убийства человека в тех же целях. Те, кто защищает аборты, должны помнить, что защищают абсолютное зло. Надо исключить случаи, когда налогоплательщики, неприемлющие аборт, его оплачивают из общегосударственных средств», — пояснил Чаплин.

Первый заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан хазрат Аббясов считает, что выход в воспитании нравственности. «Зачастую наша молодежь пытается равняться на западные ценности, которые нам активно навязываются, — заявил он корреспонденту ИА REGNUM. — К сожалению, большая часть молодежи пытается решить свои карьерные вопросы, а потом только заводить детей. На самом деле это не совсем правильно, потому что верующие люди знают, что всевышний, давая ребенка, дает свою милость и на взращивание его. Давайте взглянем на историю, в самое тяжелое время, послевоенное, в семьях было большое количество детей, до десяти и более — все они выросли, получили образование, стали успешными людьми. В наше время, когда все блага есть, беспокоиться о том, что молодая семья не сможет содержать ребенка, наверное, неправильно. Я думаю, то, что правительство предлагает поддержку (за второго ребенка — материнский капитал, за третьего — земельный участок), — это хорошо, уже какая-то поддержка. Что касается абортов, нужно относиться более серьезно к тому, чтобы заводили детей. Надо духовно, нравственно обогащать нашу молодежь еще с детства, чтобы молодые люди соблюдали целомудрие. Перед любыми запретами надо проводить большую духовно-нравственную работу».

Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, комментируя ИА REGNUM полемику об исключении абортов из системы ОМС, пояснила: «Этот вопрос ранее обсуждался на экспертной группе при нашем комитете Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. Вопрос сложный, содержащий целый ряд рисков. Сейчас речь не идет о каких-либо запретительных мерах, мы ведем разговор о необходимости очень серьезного и всестороннего обсуждения этой проблемы. Мы подготовили три законопроекта, которые в ближайшее время будут вынесены на обсуждение. Одно из предложений — о лицензировании деятельности, связанной с абортами. Вторая инициатива — об ограничении и запрете оборота лекарственных препаратов, которые могут вызвать искусственное прерывание беременности (так называемых медикаментозных абортов). Влияние их на здоровье женщины подчас необратимо. Сторонники идеи о выведении абортов из системы ОМС ссылаются на то, что государство на это тратит огромные средства. Речь идет о миллиардах рублей, которые можно перераспределить, например, на пособия беременным. Кроме этого, нами разработаны меры материальной поддержки беременных женщин. Это — пособие по беременности с момента постановки на учет женщины, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. И возможность получения разовой выплаты из средств материнского семейного капитала, в случае, если беременность — вторая или третья».

Елена Мизулина считает, что надо использовать опыт тех стран, где введена визуализация прослушивания сердцебиения ребенка, находящегося в утробе. Такая мера способна повлиять на решение будущей матери избавиться от ребенка. Кроме того, Елена Мизулина заявила, что статистика по количеству абортов сейчас «непрозрачная», предложенные Комитетом меры сделают эти цифры достоверными и доступными.

В свою очередь Министерство здравоохранения РФ такую статистику ведет. В Минздраве корреспонденту ИА REGNUM сообщили, что тщательно изучают риски, связанные с дополнительным регулированием вопросов проведения операций по прерыванию беременности. «Благодаря мерам, принятым Минздравом, региональными органами управления здравоохранением и общественными религиозными организациями, количество абортов в Российской Федерации уверенно снижается. Их количество за 8 лет снизилось почти в два раза. Если в 2005 году было проведено 1 501 594 операции, в 2010 — 1 054 820, в 2012 — 935 509, в 2013 году — 881 377», — уточнили в Минздраве.

Профильное ведомство видит выход в профилактической работе и опасается того, что запреты приведут к росту криминальных абортов. «Департамент уделяет большое внимание профилактике абортов и борьбе с ними — в основном это психологическая помощь женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации, — рассказала „Российской газете“ директор департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава Елена Байбарина. — Организуются центры и кабинеты, где проводится подобная работа. Значительная часть женщин, посетивших эти кабинеты, решает не прерывать беременность».

Член комитета Совета Федерации по социальной политике Валентина Петренко заявила ИА REGNUM, что совсем исключать аборты из системы ОМС нельзя. «Есть такая категория граждан, которая будет нуждаться в этой процедуре по медицинским или социальным показаниям. Чтобы женщина не пошла на аборт, нужно создать нормальную систему работы с будущими мамами. Нужно давать „день тишины“ на размышление, приглашать психологов, представителей различных религий, волонтеров — женщине, оказавшейся в трудной ситуации, необходимо социальное сопровождение. Ведь 90% женщин, которые идут на аборт, делают это из боязни остаться один на один с проблемами, которые уже есть и которые будут, когда родится ребенок. Я являюсь руководителем всероссийского движения „Матери России“ с отделениями во всех регионах. И у нас уже есть волонтеры, которые работают с женщинами, изъявившими желание сделать аборт. Мы хотим выстроить такую систему, когда бы женщина была не одинока. Считаю, что врачам нужно запретить предлагать пациентам аборт. Еще необходимо работать с семьями, часто бывает, что против рождения ребенка выступает супруг, а в нашем обществе женщина почему-то одна отвечает за деторождение. Но это процесс обоюдный, и мужчина тоже должен нести ответственность. Кроме того, нужно проработать законодательно право матери и ребенка на ту площадь, где она проживала, будучи в браке, независимо от того, частная это собственность или нет. Все это поможет женщинам принимать решение в пользу рождения ребенка».

Добавим, что аборты запрещены в большинстве мусульманских стран и в некоторых католических: в Польше, Аргентине, Мексике, Бразилии, на территории Ватикана, а также в Израиле. В челябинском Минздраве уже высказались против инициативы РПЦ о запрете бесплатных абортов. На брифинге 27 января замглавы ведомства Виктория Сахарова заявила: «Врачи акушеры-гинекологи четко знают, что все те периоды в стране, которые сопровождались запретом абортов, к сожалению, всегда характеризовались ростом материнской смертности». Заместитель председателя Законодательного собрания Оренбургской области Татьяна Шукурова также считает, что выводить за рамки ОМС финансирование абортов ни в коем случае нельзя. «Любой запрет можно попытаться обойти. Это лазейка для противоправных действий. Женщины, у которых не хватит на аборт денег, будут искать пути для прерывания беременности. Запретительные меры могут привести к всплеску смертности и росту бесплодия», — заявила она корреспонденту ИА REGNUM.