Расул Кадиев: Кремль начал "мирную операцию" в Дагестане
Дагестан, 3 мая, 2011, 12:39 — ИА Регнум. "Форум "Путь к миру и согласию", состоявшийся 25 апреля в Махачкале, можно считать первым промежуточным этапом операции по содействию миру, которую ведет в Дагестане Кремль", - такое мнение в беседе с ИА REGNUM высказал участник форума, адвокат
Напомним, что заседание Совета республиканского диалога "Путь к миру и согласию" состоялось в Махачкале 25 апреля. На нем собрались лидеры общественных организаций, деятели науки, а также представители различных направлений современного дагестанского ислама. Наряду с последователями суфизма, приверженцы которого возглавляют Духовное управление мусульман Дагестана, присутствовали и представители других исламских течений. Открыл форум министр по национальной политике, делам религий и внешним связям Дагестана
"Роль медиатора на этих переговорах взял на себя Сулейман Баширович Уладиев, - продолжил Кадиев. - Его дипломатический талант несомненен, но ясно, что без активной поддержки власти даже ему справиться с этой миссией не удалось бы. Важным был не столько сам форум, мероприятие, можно сказать, выставочное, а именно подготовка к нему. Я бы поставил это в один ряд с Комиссией по содействию в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность, созданной по инициативе главы региона, и со Съездом народов Дагестана, прошедшим к декабре. От власти явно слышно "послание": разные исламские группы должны начать диалог. Силовые методы решения дагестанских проблем признаны неэффективными".
"Никто не ждал, что резолюция Форума предложит конкретные ответы на имеющиеся вопросы. В ней намечены сами подходы к их разрешению, и, главное, есть признание проблем. На мой взгляд, сегодня в Дагестане роль исламских институтов в общественной жизни стихийно возрастает. Это происходит во многом оттого, что государство на протяжении многих лет самоустранялось от активной роли во многих сферах. Когда какое-то село у нас, например, заявляет, что оно у себя "ввело шариат", это, скорее всего, не значит, что там реально действуют шариатские законы, но одновременно это показывает, что на законность, обеспечиваемую государством, жители этого села давно отвыкли надеяться. А государство просто продолжает перечислять в такое село деньги, как будто не задумываясь, что там уже иное правовое поле. Религия должна существовать в обществе по четким "правилам игры". А сейчас получается, что, например, в отдельных сельских школах уже де факто раздельное обучение девочек и мальчиков, а в некоторых махачкалинских вузах проблемой является открытие молельной комнаты. Намеки на такие проблемы звучали на Форуме. Как юрист могу сказать, что основанные на исламе процедуры разрешения конфликтов в мусульманской части дагестанского общества могут быть вписаны в российское законодательство. Существует федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника", однако он в своем нынешнем виде может быть приспособлен к чему угодно, но не к исламским реалиям", - заявил Кадиев.
"Что касается состава участников форума, то считаю его достаточно представительным. Ход Форума показал, что принятое деление дагестанских мусульман на "тарикатистов" и "салафитов" абсолютно условно ("тарикатисты" - сторонники суфийского ислама, доминирующего в Духовном управлении мусульман этой республики; термин "салафиты" в Дагестане употребляется расширительно, обычно обозначая всех мусульман-суннитов, не признающих суфизм - примечание ИА REGNUM). Внутри "тарикатистких" мусульман, считающихся сторонниками Духовного управления, на деле много внутренних разногласий. Это стало очень хорошо видно, когда на форуме звучали предложения о создании расширенного совета алимов (исламских ученых-богословов) и о новой процедуре выборов муфтия. Вообще же надо признать, что Дагестан уверенно становится регионом с большим количеством исламских течений. В поиске путей согласия между ними не надо изобретать велосипед. В некоторых городах Америки может быть больше ста общин той или иной религии, в чем-то различающихся по своей доктрине, однако они умеют жить вполне мирно. Но чтобы это стало возможно в Дагестане, надо, чтобы у нас религиозные общины имели такую же модель отношений с государством, что и в развитых странах. А там они имеют не только права, но и обязанности: например, строят на свои деньги культовые здания, учебные заведения, а не ходят с протянутой рукой к властям. Наши мусульманские деятели в массе своей к этому пока не готовы, что государству, в свою очередь, выгодно", - считает эксперт.
Напомним, что ранее ИА REGNUM публиковало мнение другого участника форума "Путь к миру и согласию", помощника руководителя общественного движения "Ахлсунна-ва-Джамаа"